|
В первом чтении принят проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В попытке достичь гармонии с международным правом его авторы и сторонники не до конца учли потребности российской медицины. Эксперты видят в тексте принципиальные просчеты.
Разработчики трактуют законопроект как прогрессивный. Что на примере отдельных статей кажется вполне оправданным. В него, в частности, вошли положения о донорстве и трансплантации органов и тканей человека, о проведении и прекращении реанимационных мероприятий (эвтаназия запрещена), об обращении медицинских изделий и о медицинских отходах.
Кроме того, как подчеркнула в ходе круглого стола замминистра здравоохранения и социального развития РФ Вероника Скворцова, законопроект вводит единые порядки и стандарты оказания медпомощи при конкретных заболеваниях. Тут надо уточнить, что «порядки» - как более широкое понятие - подразумевают алгоритм этой помощи: ее этапы, компетенцию медработников, оснащенность клиник. А «стандарты» (их предлагается утверждать на федеральном уровне) должны регулировать непосредственно лечебный процесс.
«Лечение больных осуществляется по клиническим протоколам и рекомендациям. Коллективный опыт ведущих специалистов позволяет на основе этих документов разработать стандарты медицинской помощи при наиболее значимых и распространенных заболеваниях, отобрав из протоколов необходимые элементы - методы диагностики, лечебные медицинские услуги, лекарства, медицинские изделия - и указав среднюю частоту востребованности каждого элемента в когорте больных соответствующим заболеванием», - пояснила Скворцова.
Проект также устанавливает обязательную аккредитацию для медицинских и фармацевтических работников на основании единых требований, как это принято, скажем, в США. За ошибки придется отвечать лицензией. Причем отвечать будут все последователи Гиппократа: от участковых в государственных поликлиниках до народных целителей, чья деятельность также нашла отражение в новом документе. Правда, уточнила Скворцова, первые аккредитованные медики появятся в стране не раньше 2017 года, когда вузы выпустят первокурсников 2011-го.
Из новаций, которые по идее можно будет ощутить сразу после принятия документа, стоит отметить ст. 69, которая запрещает медикам принимать от фармацевтических компаний и аптек подарки, деньги, оплату развлечений и отдыха. Запрещает даже участвовать «в развлекательных, торжественных и иных мероприятиях, проводимых за счет средств указанных организаций». Врачам нельзя будет (как в письменной, так и в устной форме) заключать с ними «соглашения о назначении или рекомендации пациентам» особых лекарств и выписывать рецепты на бланках, «снабженных информацией рекламного характера».
Но, несмотря на отдельные плюсы законопроекта, эксперты уверены, что принимать его рано. «Сейчас непонятно даже концептуально, что в нем хотят изложить», - прокомментировал зампредседателя формулярного комитета Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор Павел Воробьев.
Уделив внимание частностям (безусловно, важным), разработчики, по его мнению, упустили из вида концептуальные позиции вроде той, как сагитировать молодых специалистов работать в системе. «Зарплаты - потрясающе нищенские, - констатировал Воробьев (Москва, надо отметить, стоит от этой проблемы особняком). - Трудно себе представить, как люди выживают в этих условиях. У выпускников медвузов никакого мотива сегодня идти в медицину нет». И, собственно, идут-то только 50-60%.
По данным депутата Госдумы от КПРФ Владимира Куликова, «начальная ставка выпускников вузов в российском здравоохранении - четыре-пять тыс. рублей». А «средняя заработная плата медицинского работника (без совместительства), - добавил он, - составляет 50% от средней по экономике - т.е. 10 тыс.».
Кадры, которые «решают все», сегодня, по словам Куликова, на 50% сформированы из людей пенсионного и предпенсионного возраста. «Коэффициент совместительства - от 1,4 до 1,6, - продолжил депутат. - 90% отмечают хроническую усталость. Соотношение врачей и медсестер у нас одно из самых плохих: один к двум. Часто врач ведет прием один, а это значит, что 50% времени он тратит на заполнение анамнеза пациента».
«В результате врачебных ошибок, - напомнил он, - в год в России умирает более 10 тыс. больных». При этом, подчеркнул Куликов, «о перспективной кадровой политике в проекте закона ничего не говорится». Он предупредил, что «не решив вопрос мотивации медицинского корпуса», чиновники «заранее проваливают реализацию этого проекта».
Прогноз депутат приправил очередной порцией неутешительной статистики. К примеру, рассказал, что «на селе за последние 20 лет закрыли половину участковых больниц: было 4800 в 1990 году, в 2008-м осталось 2500. Мощность амбулаторного звена сократилась на 20%. Врачей там в четыре раза меньше, чем в городе. И 70% из них - пенсионного возраста».
И все это - на фоне общего устаревания инфраструктуры, оборудования, технологий. Согласно результатам исследования формулярного комитета РАМН, которые озвучил профессор Воробьев, «инфраструктура медицинская изношена на 60-80%. Возраст зданий - от 40 до 100 лет. Многие больницы расположены в конюшнях, в бараках, в жилых домах». «Какая модернизация? - возмутился Воробьев, заслушав речь замминистра Скворцовой. - О чем мы говорим? Эти здания нужно уничтожить и на их месте поставить другие».
Он заострил внимание на проблемах ведомственного здравоохранения. Не стало, по его словам, «промышленной, железнодорожной, военной медицины. Где-то это можно пережить, а где-то, как, например, в военных поселках, вообще нет другой медицины. Люди там просто оказываются вне медицинской помощи».
Напомнил Воробьев и о проблемах тюремной медицины, в которой «все», кроме ликвидации пандемии туберкулеза, «ужасно»: «заключенные сушат травы и этими травами лечатся. Лекарств нет». Подробно рассказал о бесплатных медикаментах, которые получают только 5-7% населения, о рынке фальшивых препаратов, который «государство не контролирует», о контрабанде дорогостоящих таблеток и ампул, которые «все, кто часто ездит за границу, возят в карманах для знакомых и друзей», и БАДах, ставших «национальной бедой».
По мнению президента Лиги защиты прав пациентов Александра Саверского, перечислять все упущения смысла нет: «проект не доработан в самой основе». «Он заявлен как выстраивающий систему отношений в здравоохранении на долгие годы вперед и по идее должен выполнять роль концепции. Но поскольку концепции нет, - сожалеет эксперт, - многие вопросы по-прежнему остаются нерешенными. Это как если бы больного лечили не той таблеткой».
Во время круглого стола заместитель министра здравоохранения говорила о стройном понятийном аппарате, который каждый день в преддверии второго чтения шлифует целая группа экспертов. Однако в проекте закона «Об охране здоровья» пока не нашлось места для термина «здоровье». «Что охраняем-то?» - интересуется Саверский, тут же упоминая о другом казусе со стороны разработчиков. Понятие «пациент» в документе трактуется как «физическое лицо, получающее медицинские услуги или обратившееся за оказанием медицинских услуг независимо от наличия у него состояния или заболевания». Мелочно, конечно, но все-таки: считать ли пациентом человека, у которого на улице случился инфаркт?
К тому же до сих пор не ясно, платная у нас медицина или нет. По словам Саверского, «в отличие от Конституции, в которой написано, где медицинская помощь оказывается бесплатно, нам говорят не где она оказывается, а какая».
Как утверждают в Минздравсоцразвития, 75% медуслуг россияне будут получать на безвозмездной основе - за счет ОМС. А на платные пациент просто «имеет право». Нам не могут предложить их «взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Что ж. «А рентген легких при пневмонии - это платная услуга или бесплатная? - спрашивает Саверский. - Врач ведь может послушать больного и поставить диагноз без всякого рентгена...».
Еще один вопрос из нерешенных - многоканальная система финансирования. Как идея она родилась в законе «Об ОМС». Как проблема укрепилась на страницах нового проекта. «Один больной сегодня может оплачиваться из пяти-шести источников одновременно. Поэтому все главные врачи и врачи вообще теперь заняты изысканием путей заработка и совершенно не заняты оказанием медицинской помощи», - считает зампред формулярного комитета РАМН.
Что делать? С ответом на сегодня определились только коммунисты. Куликов предлагает решать проблемы, наращивая объемы бюджетных вливаний в здравоохранение. За счет борьбы с коррупцией при госзаказах, за счет дополнительных доходов страны от экспорта нефти и газа, за счет введения прогрессивного подоходного налога, налога на роскошь, монополии на реализацию монопольном продукции. А в довершении всего - дожать олигархов, национализировав топливно-энергетический комплекс.
Точно так же можно мечтать, как, единодушно нажав кнопочку «за» в первом чтении, все 315 единоросов прислушаются к недовольству медиков и получателей их услуг во втором и третьем. На том этапе, до которого добрался новый проект, концепцию не меняют. «Пациенты» теперь могут рассчитывать только на косметическую правку.
Дарья Миронова
| |