|
Вспышки насилия после спортивных состязаний - самый массовый вид беспорядков в Северной Америке, однако то, что произошло после финального матча на Кубок Стэнли между «Ванкувером» и «Бостоном» может получить в будущем особое название - «эффект Ванкувера».
Такое мнение высказал профессор социологии Кентского университета Джерри Льюис, автор книги «Акты насилия спортивных фанатов в Северной Америке», в которой исследуются причины около 200 вспышек беспорядков.
Как правило, отметил он, в Северной Америке такие события происходят в рамках празднования победы той или иной команды, но в Ванкувере и в 1994 году, и сейчас столкновения фанатов с полицией произошли после того, как местная команда проиграла решающий матч. По мнению Льюиса, у всех беспорядков с участием фанатов есть пять общих черт: они происходят в условиях крупных городов, в них вовлечены группы «белой» молодежи, матч должен быть решающим, интерес к нему должен нарастать на протяжении длительного времени и степень возбуждения болельщиков должна быть высокой. В то же время, как отметил профессор, сейчас нет данных о том, что какое-то одно событие стало «спусковым крючком» для продолжавшихся три часа беспорядков. Все дело, по его мнению, «в чрезмерной идентификации болельщиков со своей командой».
По мнению другого специалиста по проблемам спорта, социолога из университета Северного Огайо Боба Каррутерса, вспышку насилия в Ванкувере можно рассматривать как попытку болельщиков «сорвать свой гнев на окружающих, на родном городе, на своей команде даже себе во вред». Он обратил внимание на то, что беспорядки развивались по схеме, характерной для политических выступлений в европейских странах: зачинщиком выступила небольшая группа вожаков, вокруг них сгруппировалась «группа поддержки», а значительная часть людей в толпе выступали в роли заинтересованных зрителей. Специалисты сходятся во мнении, что «эффект Ванкувера» нуждается в дополнительном изучении психологами и социологами.
| |