|
ГРОЗНЫЙ, 18 июня. Следственное управление по Чеченской республике запрашивает в Министерстве обороны данные о подразделениях и личностях солдат, находившихся в Чечне во время первой и второй чеченских кампаний.
Примеры тринадцати таких запросов публикует интернет-издание «Свободная пресса». Все документы составлены по одному плану, несмотря на то что они подписаны разными должностными лицами. Запросы мотивируются каким-либо военным происшествием, в связи с которым следственное управление по Чечне ведет расследование обстоятельств.
В одном из запросов, говорится, как в июне 1995 года в селе Махкеты военнослужащие-федералы похитили некого Дутуева. В связи с похищением Шалинский межрайонный следственный отдел ведет расследование, для которого необходимы сведения о том, какое подразделение Минобороны дислоцировалось возле села Махкеты в 1995 году, данные и фотографию командира части, куда, предположительно, увезли Дутуева, а также информация о местах дальнейшей службы военнослужащих, находившихся в той части.
Помимо похищений в запросах упоминаются убийства мирных граждан федеральными войсками, их подрывы на минах (в одном из запросов их также называют «убийством общеопасным способом») и бомбардировки.
Пресс-секретарь главы Чечни Рамзана Кадырова Альви Каримов сообщил «Газете.Ru», что ему известно об этих запросах и о публикациях в российских СМИ информации об обращениях следственных органов Чеченской республики в Минобороны.
Но российские СМИ, по его словам, неправильно понимают суть запросов. «Я читал об этом в Интернете. Выводы, которые делаются, - это подмена понятий», - заявил Каримов, подчеркнув, что следственное управление по Чечне является не самостоятельным ведомством, а одним из подразделений Следственного комитета России.
«Ведется кропотливая, скрупулезная работа, и от этого никто никого не сажает. Это обычная работа, она практически всегда завершается тем, что на запрос поступает ответ, что информации нет, и дело закрывается и кладется на полку», - сказал Каримов.
На вопрос, являются ли подобные запросы обычной технической процедурой, необходимой для прекращения расследования, Каримов ответил утвердительно. Он добавил, что сотрудники следственных органов обязаны это делать, чтобы избежать санкций со стороны начальства.
«Если следователь не направит этот запрос, то его вышестоящее начальство уволит», - заявил Каримов.
Ранее волну обсуждений вызвал фрагмент интервью бывшего ведущего программы «Забытый полк», полковника запаса Евгения Кириченко интернет-изданию «Свободная пресса». Кириченко заявил, что «некие люди из Чечни собирают информацию о тех, кто с ними воевал».
«Мне звонят из Министерства обороны РФ. Туда поступают официальные запросы из прокуратуры Чеченской республики с просьбой сообщить, кто из военных в определенный день и час стоял на таком-то блокпосту. От какой воинской части. По возможности - домашние адреса», - сообщил тогда Кириченко, добавив, что, по его мнению, Минобороны сообщает данные следователям и прокурорам, поскольку запросы официальные.
Отметим, месяц назад уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев на встрече с комиссаром по правам человека Совета Европы Томасом Хаммарбергом заявил о проблеме расследования уголовных дел, связанных с преступлениями, совершенными силовыми структурами в отношении мирного населения во время проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.
«Недавно мной были проанализированы уголовные дела, возбужденные в период активной фазы контртеррористической операции на территории Чечни. Результат анализа выявил, что многие из этих дел были сфабрикованы. Фактически, многие наши граждане отбывают наказание за несовершенные преступления. Вопрос о необходимости пересмотра данных дел был поднят еще в 2009 году, когда вы встречались с Рамзаном Кадыровым. На днях нам удалось передать более стапятидесятистраничный материал по фактам фабрикации уголовных дел в период проведения контртеррористической операции председателю комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы РФ Павлу Крашенинникову с просьбой инициировать парламентскую комиссию по пересмотру уголовных дел, возбужденных в тот период. Аналогичные материалы переданы и Уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину и в Генеральную прокуратуру России. А ранее трехсотстраничный материал, касающейся ненадлежащего расследования уголовных дел по похищению людей, мной лично был предан главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. Также пытаюсь решить обозначенные проблемы, пользуясь членством в Общественном совете СКФО и используя возможности возглавляемой мной комиссии по правам человека», - сказал Нурди Нухажиев.
| |