|
Сегодня в Большом театре - самая громкая оперная премьера сезона - «Золотой петушок» Римского-Корсакова в постановке режиссера Кирилла Серебренникова. Культурный обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова - об актуальности и злободневности произведения столетней давности.
В Большой театр уже привезли костюмы, и последние дни перед премьерой -самые сложные и напряженные. Режиссер Кирилл Серебренников дает последние указания исполнителям, ведь нынешняя постановка радикально отличается от привычных трактовок этой хрестоматийной оперы Римского-Корсакова. У Серебренникова на сцене - никакой сказки, все привычно, современно и узнаваемо. Режиссер говорит, что предложение руководства Большого - поставить эту оперу - было неожиданным.
Серебренников: Мне кажется, этот спектакль должен нравиться публике, потому что он в ироничном ключе попадает в ожидания аудитории о том, как должна выглядеть опера: богато и красиво.
Своего «Золотого петушка» композитор Римский-Корсаков написал в 1907 году. Опера была сразу же запрещена цензурой, а сам композитор так и не дождался театральной премьеры. В советские времена злая и сатирическая опера постепенно превратилась на сцене в сказу, растеряв по дороге все смыслы, заложенные создателями - композитором Римским-Корсаковым и либреттистом Бельским. Нынешняя же трактовка, к счастью, обошлась без сусальных куполов. Здесь, наоборот, все обострено до предела - золотой петушок двуглавый, декорации выдержаны в духе сталинского ампира. Здесь - и гастарбайтеры, опричники, и модернизаторы с ноутбуками. Модернизация классики - излюбленный прием Серебренникова, который в этом случае как нельзя лучше соответствует самому духу оперы.
Серебренников: Это все родное, упыри эти, сумасшедшие цари. Мы живем в этом постоянно, никак еще из себя не изъяли. За эти сто лет мало что изменилось. Мы можем обложиться лэптопами, надеть даже не турецкую, а итальянскую одежду, а внутри сидит все равно дремучее царство Додона.
Впрочем, второе рождение «Золотой петушок» переживает не только в России. Главный дирижер и музыкальный руководитель театра Василий Синайский говорит, что за последнее время несколько крупных европейских театров обратились к этому произведению.
Синайский: «Золотого петушка» сейчас полюбили вновь. Конечно, он никогда не будет самым любимым произведением русской музыки, как «Хованщина» или «Евгений Онегин», но на фоне того, что ищут новый репертуар, постановок этой оперы в последнее время в Европе было довольно много.
Эта оперная премьера - последняя в нынешнем сезоне для Большого театра. Уже через полгода труппа переедет на основную сцену, которая откроется после реставрации в октябре этого года. Отрадно, что к этому моменту в репертуаре театра, переживающего не самые простые времена, будут заметные и неординарные спектакли
| |