|
В следующем учебном году в Москве впервые будет открыта кафедра комиксов и манги. Ее возглавит известный художник, мастер комиков, идеолог фестиваля «КомМиссия» Хихус.
О том, как правильно рисовать комиксы и можно ли научить этому искусству простого человека, Хихус рассказал в интервью радио «Вести ФМ». Беседу вела культурный обозреватель Анна Кочарова.
Кочарова: Недавно появилась на лентах информационных агентств совершенно, на мой взгляд, удивительная новость, которая меня поразила и стала поводом для приглашения вас сегодня в студию. Хотя, конечно, давно мы хотели уже пообщаться и с вами. Новость - о том, что в Москве, в одном из вузов будет теперь создана кафедра комиксов, вы ее будете возглавлять, и там будут учить комиксам. Разве комиксам можно научить?
Хихус: Конечно. Всему можно научить. Даже зайца можно научить зажигать спички, если очень долго учить.
Кочарова: Вы пробовали?
Хихус: Нет. Но так, помню, папа всегда приговаривал, когда колотил меня в детстве. Нет, это шутка. Папа, конечно, меня никогда не колотил. Вы знаете, учиться есть чему в сфере рисованных историй. Просто сразу хочется такой небольшой нотабене о том, что комиксы рисуют в Америке, банд десине рисуют во Франции, в Японии рисуют мангу.
Кочарова: То есть в каждой стране свое название.
Хихус: Да. Не название, а огромный культурный пласт. То есть это девятое искусство, совершенно полноценное. И в каждой стране оно совершенно по-разному выглядит, по-разному воспринимается. В Японии мангу как газету прочел, выкинул. Во Франции это коллекционные издания, которые подписал художник, и они стоят на полках вечно, передаются по наследству. Совершенно разные. И наши студенты, я надеюсь, что они пройдут через все эти стили, жанры и смогут выбрать, что, собственно говоря, им близко, и в этом ключе продолжать творить.
Кочарова: Вы говорите о разных стилях в разных странах. А в России есть какое-то свое название для комикса? Или мы все-таки по привычке употребляем какие-то западные?
Хихус: По привычке, конечно, все говорят «комиксы».
Кочарова: Но это неправильно.
Хихус: Но это неправильно, да. На самом деле Людмила Стефановна Петрушевская придумала нам отличный термин «рисованные истории», который мы надеемся сократить до «ристорий» когда-нибудь.
Кочарова: Ну да, потому что в одном слове удобнее.
Хихус: В одном слове удобнее, конечно. И во Франции банд десине сократилось до «БиДи» и так далее. Хотелось бы, конечно, чтобы это было что-то такое наше свое.
| |