|
Сегодня в Лондоне начинается 125-й по счету Уимблдонский турнир. Незадолго до его старта, на состоявшемся недавно в Москве ветеранском турнире «Легенды тенниса», корреспондент «СЭ» побеседовал с одним из самых великих чемпионов Уимблдона - его 5-кратным (1976-1980) победителем, недавно отметившим свое 55-летие.
Я смотрел на легендарного Бьорна Борга - бывшего теннисного короля, выигравшего 11 турниров «Большого шлема», и не понимал - как он это делал? Не особо высокий (180 см) и не особо мощный (73 кг) по меркам тенниса швед в 70-е годы прошлого века совершил настоящую революцию в своем виде спорта. Ссылки на то, что времена и теннис были другими, не принимаются. А три подряд победных дубля на Открытом чемпионате Франции и Уимблдоне (с 1978 по 1980 год) останутся в истории навсегда.
Наша беседа во время турнира «Легенды тенниса» постоянно откладывалась, но каждый раз прося об «отсрочке», Борг прилагал максимум усилий для того, чтобы корреспондент «СЭ» не чувствовал себя ущемленным. И вскоре отсчет оговоренных заранее 15 минут пошел...
ПОБЕДА ФЕДЕРЕРА И ШАНС СОДЕРЛИНГА
- Завершившийся пару недель назад Открытый чемпионат Франции вас смог хотя бы чем-то удивить?
- Игрой Федерера. То, что Роджер сделал в Париже на Roland Garros, - это просто невероятно. Он продемонстрировал теннис высочайшего класса и провел свой лучший турнир на грунте в карьере. Это даже не обсуждается. Но при этом, как вы знаете, швейцарец не смог завоевать титул. Чисто на психологическом уровне это должно быть очень тяжело.
- А успеет ли тогда Федерер восстановиться от этой неудачи к Уимблдону?
- Несмотря на все вышесказанное, мне кажется, что Роджер все-таки выиграет в Лондоне. Уровень его игры, показанный не на самом любимом покрытии швейцарца - грунте, позволяет это сделать. Но в то же время нельзя, конечно, забывать и про Рафаэля Надаля, Новака Джоковича, Энди Маррэя и Робина Содерлинга. Однако свой выбор я все же остановлю на Федерере.
- А вы верите, что в ближайшее время в мужском теннисе может появиться новый лидер рейтинга? Я имею в виду серба Новака Джоковича.
- Даже несмотря на невероятную игру Новака в нынешнем сезоне и его великолепную серию из сорока трех побед подряд, я бы подождал со всеми комментариями на счет Джоковича до конца года. Ему еще многое надо доказывать, особенно в противостояниях с Надалем и Федерером на турнирах «Большого шлема». Он должен прибавлять, чтобы регулярно обыгрывать швейцарца и испанца на этих четырех главных турнирах. В Париже серб проиграл Роджеру в одном из самых красивых матчей, который я когда-либо видел. Понимаете, проиграл. Впереди еще Уимблдон и US Open, и давайте поговорим о первом месте в рейтинге осенью. На данный момент, на мой взгляд, Надаль и Федерер - лидеры мужского тенниса.
- Вы уже заикнулись про своего соотечественника Робина Содерлинга. Он два года подряд доходил до финала на Roland Garros. Что все-таки нужно сделать Робину для того, чтобы наконец выиграть турнир «Большого шлема»?
- Робин - игрок первой пятерки рейтинга на протяжении уже нескольких лет. У Содерлинга сейчас очень хороший тренер - он недавно начал сотрудничество с Фредериком Розенгреном. Мне кажется, Робину надо прибавить в некоторых компонентах своей игры, и тогда шансы появятся. Не буду говорить, в каких компонентах, он и сам все прекрасно знает. Если получится это сделать, то Робин войдет в тройку лидеров рейтинга, а может быть, в какой-то момент даже станет и первой ракеткой мира. Все зависит от него самого.
ПАРИЖ, ЛОНДОН И US OPEN
- Давайте перейдем непосредственно к вашей карьере. Вы шестикратный победитель Roland Garros, пятикратный чемпион Уимблдона. И все-таки, на каком из этих турниров ощущали себя по-настоящему как дома?
- И там, и там. (Смеется.) Когда я выходил на центральный корт в Париже или Лондоне, то действительно чувствовал, что нахожусь у себя дома.
- А есть турнир, который всегда хотелось выиграть, но вам так никогда этого и не удалось сделать?
- Я в принципе доволен и тем, что выиграл за карьеру, но если вы спрашиваете... (После паузы.) Нельзя сказать, что я разочарован, что никогда не побеждал там, но если бы я хотел где-то еще выиграть, то пусть это будет US Open. Все-таки я четыре раза был финалистом этих соревнований (улыбается). И как минимум дважды в этих решающих встречах я точно должен был побеждать. Но не сделал этого. Правда, разговаривая с вами сейчас, честно признаюсь, что ни о чем не жалею. Потому что знаю: каждый раз приезжая на Открытый чемпионат США я был очень хорошо готов к турниру и физически, и психологически. Но объяснений, почему мне так и не удалось ни разу победить на US Open, у меня нет. Зато я по нескольку раз побеждал на Roland Garros и Уимблдоне (улыбается).
НЕУДАЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ И ПРОСТОЙ ПАРЕНЬ БОРГ
- Вы сказали, что ни о чем не жалеете. И даже о возвращение в профессиональный теннис в 90-е годы, после длительной паузы? Ведь его в итоге нельзя было назвать триумфальным...
- Я захотел вернуться для того, чтобы играть в теннис. Изначально не ставил перед собой цели сражаться наравне с молодым подрастающим поколением. Я просто соскучился по игре. Взял свою старую деревянную ракетку и вышел на корт. А все вокруг стали относиться к этому слишком серьезно. Многие начали рассуждать, что Борг должен ярко вернуться и вновь заявить о себе. Пришлось услышать и много негативных вещей. Конечно же, я не играл на своем привычном уровне, но в любом случае получил удовольствие от того, что осуществил задуманное. Прошло еще несколько лет, я начал выступать на турнирах ветеранов и тогда окончательно понял, что теперь мое место здесь (смеется).
- Так получилось, что последний свой официальный матч в карьере вы провели против россиянина Александра Волкова в Москве на «Кубке Кремля»-93. Вы тогда уже предполагали, что это будет ваш последний выход на корт в ATP Tour?
- Нет. А вот когда я в первый раз уходил из большого спорта, когда мне было 25-26 лет, вот тогда я был уверен, что провожу свой последний год в теннисе. Довольно долгий промежуток своей жизни я находился на корте практически круглые сутки, упорно трудился. Но в какой-то момент понял, что потерял мотивацию. Мне уже было не особенно интересно становиться первым номером в рейтинге или побеждать в матчах. А я, чтобы вы знали, всегда был парнем, который чертовски не любит проигрывать. Так вот, в 1981-1982 годах я уже не ощущал ничего, поэтому прекрасно понимал, что скоро уйду. И вскоре сделал это.
- Насколько часто испытываете давление от того, что вы тот самый легендарный Бьорн Борг?
- Я счастлив тому, чего мне удалось добиться и сделать для тенниса. Причем не только для шведского, но и для мирового тенниса в целом. Все-таки я был достаточно успешен в своем деле (улыбается). Я, Джон Макинрой, Джимми Коннорс - мы, как это сейчас говорится, раскручивали теннис, причем делали это в позитивном русле. В XXI веке теннис стал более глобальным видом спорта. Вы понимаете, о чем я говорю - спонсоры, большие призовые и так далее. Мы же дали начало всему этому и вывели наш вид спорта на новый уровень. Так что я горд быть частью этой истории. Ну а что касается легендарности - я на самом деле обычный парень.
ДРУГ МЕТРЕВЕЛИ И ЖЕНА ИЗ РУМЫНИИ
- А обычный парень Борг своего первого теннисного соперника из СССР помнит?
- А как его забудешь? Это был Алекс Метревели. В самый первый раз мы играли с ним в 72-м или 73-м году. Помню, что это было на травяном покрытии, но не на Уимблдоне, а на каком-то другом турнире, но тоже в Англии. И тогда я Алексу проиграл. А затем в 75-м мы уже встречались в рамках Кубка Дэвиса в Юрмале, и вот в том поединке я взял у Метревели реванш, одолев его в трех сетах. У нас с Алексом как-то сразу возникли хорошие приятельские отношения. Любой теннисист даже в наши дни хотя бы немного, но говорил по-английски. Но если вдруг и наступал момент, когда кто-то не понимал друг друга, то мы переходили на язык жестов, как в детстве. И сразу все становилось на свои места. Так что я всегда был рад видеть Метревели. Приятно, что встретил его в Москве и сейчас.
- Говорят, умом Россию не понять. Вы были в нашей стране много раз, вам она стала понятна?
- Может быть, кто-то огорчится, но ничего плохого про вашу страну сказать не могу. Мне здесь комфортно, я всегда отлично проводил время, и каждый раз это был какой-то новый для меня опыт. Впервые я приехал в СССР как раз на матч Кубка Дэвиса в Юрмалу. И тогда Швеция обыграла вашу команду - 3:2. Потом был еще в нескольких городах, не только в Москве. Кстати, моя первая жена Мариана Симонеску, как это принято говорить, из Восточной Европы - она румынка. Так что я всегда понимал то, что происходило в СССР, а затем и в России.
- И напоследок, продолжите, пожалуйста, предложение: «если бы Борг играл в ATP Tour сейчас, то он бы...»
- Для начала приспособился к инвентарю, который есть на данный момент, - мячи, ракетки. И мне кажется, что у меня это неплохо бы получилось. Но в любом случае нельзя сравнивать нынешний теннис и тот, что был в мои годы. В XXI веке ребята бьют по мячу гораздо сильнее.
P. S. На днях Борг предложил 4-й ракетке мира 24-летнему британцу Энди Маррэю свои услуги в качестве постоянного тренера. Так что очередное возвращение легендарного шведа в ATP Tour, пусть и в новом качестве, может состояться уже совсем скоро.
Владас ЛАСИЦКАС
| |