|
В галерее искусств «Лавра» открылся новый музыкальный фестиваль «Неделя высокой классики с Романом Кофманом», приуроченный к 75-летию украинского дирижера. Первые два вечера прошли под знаком Гидона Кремера и его камерного оркестра «Кремерата Балтика», умело балансировавших на грани строгого концерта и шоу. Слушала ЛЮБОВЬ МОРОЗОВА.
Фестиваль такого масштаба, как нынешний, в сфере академической музыки проводится впервые. Дело, конечно, не в количестве концертов: их девять, и эта цифра сама по себе вряд ли кого-нибудь удивит. Дело в уровне мероприятия: любой из его проектов мог бы стать украшением лучших европейских залов, в которых, кстати, обычно и выступают его чрезвычайно востребованные гости.
Чтобы помещение галереи «Лавра» удовлетворяло акустическим запросам концертного зала, организаторы обустроили его в соответствии с рекомендациями руководителя немецкой звукозаписывающей компании Dabringhaus & Grimm Вернера Дабрингхауса - покрыли стены и пол ворсистой тканью, препятствующей образованию блуждающего эха, а также развернули сцену, не давая звуку улетучиваться по лабиринтам восходящих лестниц. В итоге получилась очень приятная, мягкая окраска звука при хорошей слышимости. О том, что в столице появился еще один (третий после Национальной оперы и филармонии) приспособленный под акустические концерты зал, говорить, конечно, не приходится: после фестиваля сцену скорее всего демонтируют, а галерея и дальше будет проводить выставки. Но периодически здесь, вероятно, все же станут устраивать музыкальные фестивали.
Первым новый зал опробовал давний друг маэстро Кофмана Гидон Кремер. На открытии фестиваля он со своим камерным оркестром «Кремерата Балтика» представил концерт-спектакль «Все о Гидоне» - это уже вторая постановка, в которой знаменитый латвийский скрипач повествует сам о себе словами и музыкой (первая именовалась «Быть Гидоном Кремером»). В зачитываемых маэстро Кремером фрагментах личного дневника - сначала записи наивного мальчишки («Люблю красивых женщин. Явно буду еще из-за этого иметь массу неприятностей»), затем - повзрослевшего гения, которому советская власть диктует правила игры, решая за него вопросы его творческой и личной жизни, и зрелого всемирно известного музыканта, вынужденного подстраиваться под законы шоу-бизнеса. Литературная канва собрала воедино около двух десятков музыкальных номеров - от театрализованных сценок, в которых музыканты норовят сыграть смычком на скрипке соседа и перезваниваются по мобильным телефонам, до виртуозных сольных пьес - например, «Лесного царя» Франца Шуберта--Генриха Вильгельма Эрнста. Есть тут и классические музыкальные шутки, такие как «Симфония игрушек» Леопольда Моцарта, а рядом с ними - собственные остроумные композиции Кремера, например построенная по всем законам фуги пьеса, в которой оркестранты вместо мелодий скандируют слова кодекса популярного музыканта («Ты готов быть раскручен, угождать кому надо и стремиться к наградам»), ставящего в один ряд Юрия Башмета, Дениса Мацуева, Мстислава Ростроповича, Lady GaGa и Тимати.
Более традиционную программу музыканты представили во второй вечер, когда играли с Киевским камерным оркестром - сначала попеременно, а затем вместе, повинуясь взмахам дирижерской палочки Романа Кофмана. Концерт полностью состоял из серенад, причем исполнение одной из них - «Serenada notturna» Вольфганга Амадея Моцарта - оркестранты оживили шутливыми импровизациями: в этом произведении «большой оркестр» противопоставлен «малому» - струнному квартету, в котором виолончель заменена контрабасом. Поскольку последний в XX-XXI веках приобрел откровенно джазовую окраску, контрабасисту позволили немного посвинговать, а следом за ним слегка пошалили и остальные солисты.
Главным же событием второго вечера стало исполнение Серенады для скрипки, струнных, ударных и арфы Леонарда Бернстайна - произведения, которое Гидон Кремер неоднократно исполнял совместно с самим маэстро Бернстайном в качестве дирижера. Объединив Киевский камерный оркестр, характеризующийся монолитным «хоровым» звучанием, с оркестром «Кремерата Балтика», музыканты которого отличаются большей склонностью к солированию, Роман Кофман перемножил сильные качества коллективов, добившись утонченного и одновременно праздничного звучания. Как известно, все пять частей этого цикла апеллируют к монологам о природе любви из «Пира» Платона, и музыкантам в этот вечер удалось поведать об этом чувстве, пожалуй, даже красноречивее греческих философов.
| |