|
20 июня у православных начался Петров пост.
Правильное его название - Апостольскиий пост, но в народе укрепилось название Петрова поста (также в просторечии Петровки, Петрово говение). Это пост, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди (Деян.13:3). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла - 29 июня (12 июля), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Таким образом в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.
Сам день праздника в честь святых апостолов Петра и Павла не является частью поста. Однако праздничный день, выпавший на среду или пятницу, также является постным. В этом случае лишь послабляется (по сравнению с уставной для среды и пятницы в период летнего «мясоеда») степень строгости поста: на трапезе позволяется употребление растительного масла и рыбы. В 2007 году пост длился с 4 июня по 11 июля. В 2008 - с 23 июня по 11 июля. В 2009 - с 15 июня по 11 июля. В 2010 - с 31 мая по 11 июля (самый большой из возможных постов перед этим праздником).
По типикону в течение всего Петрова поста полагается:
по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение; по вторникам и четвергам -вареная пища без масла; по субботам и воскресеньям - вареная пища с маслом (растительным) и рыба. Но постящиеся миряне, как правило, едят рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.
Постная история
Начало поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особо частыми упоминания о нем становятся с IV века.
О Петровом посте упоминается еще в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь». Окончательно Петров пост утвердился после того, как в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля) - с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе, а в православной Церкви утвердилось приуготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
Впервые упоминает о нем «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы).
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все более частыми. О нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский.
| |