|
На сайте российского правительства в выходные появилось распоряжение №1019-р «Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года».
Концепцию долгосрочного развития театрального дела в России до 2020 года писали несколько лет, большая группа специалистов встречалась, специалисты спорили друг с другом, пытаясь соединить в своей работе и желание сохранить все лучшее, что копилось не десятилетиями, а даже столетиями, и одновременно - не пройти мимо того нового, с чем театр, реальный театр, режиссеры, актеры, зрители, сталкиваются каждый вечер.
Совершенно ясно, например, что сегодня рядом с репертуарными государственными театрами, часто наступая ему на пятки, работают не только десятки антреприз, но и вполне уже успешные частные и вполне серьезные частные театры, самый известный пример - Студия театрального искусства Сергея Женовача.
Помню, как Михаил Козаков, ныне, увы, покойный, с высокой трибуны очередной встречи театральных деятелей с тогдашним московским градоначальником недоумевал - почему государственным театрам помещения выдаются в качестве подарка, бесплатно и на все времена, а частники за примерно такую же работу, то есть за возможность сыграть спектакль должны арендовать те же самые залы за сумасшедшие десятки тысяч долларов? Неправильно же. Увы, вроде бы соглашаясь с тем, что частные театры стали реальностью, концепция не предлагает вариантов их какого-то мирного и боле или менее равного и честного сосуществования.
В концепции сказано - продюсеры выходят вперед, без продюсера и государственные театры уже обойтись не смогут, но как сделать так, чтобы продюсеры, получившие образование в ГИТИСе оставались в театре, а не уходили строем в шоу-бизнес? На этот вопрос концепция, документ общий, программный, - конечно, ответа не дает.
Один из самых важных пунктов и положений принятой и подписанной концепции развития театрального дела в России - гастроли. Гастролей должно быть больше, гастроли следует всячески поддерживать - бюджетами федеральными, муниципальными, всеми какими можно деньгами. Это важно. Вообще актеры - профессия кочевая, тут можно вспомнить и хрестоматийное, из комедии Островского «Лес» - Счастливцева с Несчастливцевым. Встречаются они в лесу, один идет пешком из Керчи в Вологду, другой из Вологды в Керчь. Тут и выясняется, что театра сейчас нет ни там, ни там. Вот и проблема, которую предстоит решить до 2020 года: во-первых, чтобы театры были в разных, и в больших и в маленьких городах, а во вторых, чтобы театры ездили по городам, а не сидели сиднем на одном месте - как Илья Муромец до 30 лет.
А ведь мог уже подвиги совершать!
Совсем недавно вышла книжка мемуаров, вернее, дневников народного артиста России Николая Чиндяйкина, и зависть вызывает - что ни лето, театр - а работал он в Омске - едет на гастроли, играли по всему Советскому Союзу. Конечно, Советский Союз вовсе необязательно возвращать, а вот умению проводить гастроли - вполне можно поучиться. Театр от этого выигрывал, и сильно.
| |