|
Специальные обонятельные рецепторы позволяют животным чувствовать запах мочи хищника вне зависимости от того, к какому конкретному виду он принадлежит.
Животные чуют опасного хищника, даже если никогда с ним не сталкивались. Это касается не только собак с их доступным даже для нас запахом, но и кошачьих, традиционно считающихся мастерами «незаметной охоты». Исследователи из Гарвардской медицинской школы (США), изучая роль обонятельных рецепторов TAAR, пришли к выводу, что эти рецепторы предназначены для специального распознавания потенциальных хищников, независимо от их видовой принадлежности.
TAAR были открыты в 2001 году. Эти загадочные обонятельные рецепторы обнаружены у большинства животных, но их предназначение долгое время оставалось неясным; было известно только то, что они «заточены» под идентификацию совсем небольшого количества аминосоединений. У мышей их насчитали 15, у крыс - 17, у человека - всего 6. Как пишут исследователи в своей статье, опубликованной в журнале PNAS, им удалось установить, что один из рецепторов этой группы, TAAR4, сильно реагировал на рысью мочу, которую садоводы используют для отпугивания грызунов и кроликов.
«Действующим веществом», раздражающим рецептор, оказался 2-фенилэтиламин. Учёные решили проверить, является ли он уникальным «рысьим» компонентом. Для этого они собрали образцы мочи у 38 видов животных, среди которых были как известные хищники (к примеру, лев), так и травоядные вроде жирафа и зебры.
2-фенилэтиламин оказался универсальным компонентом, но наибольшее его количество обнаруживалось в выделениях хищников («чемпионами» стали лев, тигр и сервал). У травоядных его уровень был в 3 000 раз меньше. Предположительно, 2-фенилэтиламин является побочным продуктом расщепления животных белков, хотя эта версия ещё ждёт своего подтверждения. Исследователи проверяли реакцию мышей и крыс на 2-фенилэтиламин - и те, и другие избегали того места, которое было помечено 2-фенилэтиламином. Такую же реакцию вызывала львиная моча, хотя сложно представить, что крысы и мыши испытывали серьёзную угрозу со стороны львов; но как только 2-фенилэтиламин с помощью ферментов удаляли из образца мочи, выделения хищников переставали пугать грызунов.
Работа опровергает старую теорию о том, что обонятельные рецепторы, определяющие инстинктивное поведение, располагаются в специальном якобсоновом, или вомероназальном, органе - подотделе обонятельной системы, который, как считается, у человека утрачивает свои функции. Между тем рецепторы TAAR есть и у нас; они располагаются в крыше носовой полости (хотя ген конкретного рецептора TAAR4 у человека неактивен). Исследователям предстоит последняя проверка своих результатов на мышах, у которых TAAR искусственно выключен: будут ли такие мыши демонстрировать беспечную храбрость, даже если всё вокруг залито кошачьей мочой? Учёные, впрочем, не сомневаются в успехе, и смело заявляют, что их результаты позволят глубже продвинуться в понимании того, какие нейрологические механизмы формируют инстинктивное поведение у животных.
Подготовлено по материалам Nature News.
| |