|
Перед катастрофой в аэропорту Петрозаводска Ту-134 снизился раньше, чем надо. В итоге сначала борт «зацепился» за деревья, а затем оборвал провода ЛЭП. Эксперты не исключают, что опытный экипаж при плохой погоде «искал землю глазами» - и возможно, даже перепутал придорожные фонари и с огнями взлетно-посадочной полосы. Ранее у европейских специалистов были претензии к техническому состоянию машины.
Разбившийся под Петрозаводском Ту-134-А3 авиакомпании «Русэйр» перед катастрофой слишком рано начал снижаться, заявили в среду в Росавиации. «По неустановленным пока причинам самолет начал преждевременное снижение, уклонился в сторону от взлетно-посадочной полосы и задел линии электропередач вдоль автотрассы, порвал их, пролетел некоторое время и рухнул на трассу», - сообщили «Газете.Ru» в ведомстве.
Однако, как оказалось, самолет начал терять высоту еще раньше.
По обломанным деревьям и оборванным проводам на месте трагедии видно, что борт приземлялся правее курса на аэропорт Бесовец. До ЛЭП «тушка» срезала фюзеляжем верхушки деревьев. Как заявил глава Росавиации Александр Нерадько, сначала борт RA-65691 задел 15-метровую сосну. Через несколько секунд он оборвал провода ЛЭП вдоль трассы «Петрозаводск - Суоярви» на высоте 5-6 метров (линия напряжением 6кВ питает аэропорт, два поселка - Верхний Бесовец и Нижний Бесовец, а также и ближайшие садоводческие товарищества).
Еще через несколько секунд, в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы самолет врезался в полотно дороги, загорелся, произошел взрыв - и Ту-134 разлетелся на части.
После того, как самолет оборвал провода ЛЭП, аэродром был обесточен, 3-5 секунд не работало спецсигнальное оборудование и радиотехника. Бесовец сразу же перешел на резервные источники питания, говорят в Росавиации. В «Прионежской сетевой компании», обслуживающей ЛЭП, «Газете.Ru» подтвердили, что энергоснабжение аэропорта (равно как и поселков и садоводческих товариществ) было нарушено после того, как самолет задел линию электропередач.
<1>Причины произошедшего пока не называются. Идет расследование уголовного дела, возбужденного по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более человек). Бортовые самописцы самолета были найдены вскоре после крушения, их расшифровку Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начнет в среду. Еще утром в Северо-Западном следственном управлении на транспорте Следственного комитета (СК), «Газете.Ru» сообщили, что следствие рассматривает несколько возможных причин катастрофы - от погодных условий и человеческого фактора до неисправности самолета или проблем в аэропорту. «В аэропорту Петрозаводска изъяты записи переговоров наземных служб с экипажем самолета, запрошены данные метеоусловий. В аэропорту Домодедово в Москве следователи ГСУ изъяли необходимую документацию, а также образцы топлива», - заявили в СК. Однако, о чем именно говорили диспетчеры с экипажем, пока не сообщается.
Во вторник днем вице-премьер Сергей Иванов заявил, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилота при плохой погоде.
«Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но по первым таким внешним данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее», цитирует его РИА «Новости». После этого глава Минтранса Игорь Левитин обратился к чиновникам, попросив их «как членов комиссии не делать заявлений, не распространять информацию и не оглашать свои личные выводы о том, что произошло» - до объявления официальных выводов МАК.
По словам очевидцев, погодные условия при посадке Ту-134 действительно были сложными: «Был очень густой туман и лил очень сильный дождь», говорят они.
Как рассказали «Газете.Ru» в центре «Фобос», непосредственно перед катастрофой в аэропорту при сплошной облачности была видимость 2,1 тыс. метров, высота облаков составляла 150 метров. При этом погода быстро ухудшалась (так, в час ночи метеорологическая служба города уже зафиксировала видимость в 300 метров). «То есть по данным аэропорта, была дымка и дождь, но в разных местах данные, конечно, могли быть другие. Метеостанция расположена в несколько другом месте, чем аэропорт. Но погода располагала к формированию низкой облачности и густой дымки», - говорят метеорологи.
Плохой считается видимость меньше 1000 метров.
Но конкретно для аэропорта Бесовец ситуация, в которой оказался экипаж Ту-134, была сложной: так называемый погодный минимум Бесовца, при котором принимаются и отправляются рейсы - это видимость в 2,1 тыс. метров и высота облаков 110 метров, сообщили «Газете.Ru» в метеослужбе аэропорта.
Вице-премьер Иванов заявил, что крушение Ту-134 напоминает ему авиакатастрофу под Смоленском в апреле 2010 года. Тогда, в условиях сильной облачности пилоты Ту-154 польского президента, как считают российские авиационные органы, при посадке на аэродром с небольшим погодным минимумом «потеряли землю» и не заметили, как опустились слишком низко.
Один из пилотов российской авиакомпании, неоднократно совершавший посадку в Петрозаводске, в том числе и на Ту-134, также считает, что, «скорее всего, перед крушением пилоты искали землю».
Он напомнил, что погодный минимум есть не только у аэропорта, но и у самолета и экипажа. Для возможности посадки условия должны быть не хуже самого низкого из этих трех показателей. «Этот аэропорт приспособлен изначально для военных нужд, высокий порог тут не нужен,-- говорит летчик. - Но это нормальный аэропорт, таких тысячи в России, тем более, несколько лет назад его привели в порядок».
Международный аэропорт «Петрозаводск (Бесовец)» (так он официально называется в аэронавигационных документах) начал работать в 1939 году как военный аэродром. Сейчас Бесовец - аэропорт совместного базирования Минтранса и Минобороны (здесь базируется 159-й Гвардейский истребительный авиаполк и авиация пограничных войск ФСБ России). Международным он стал в 1990 году. В конце 2008 года аэропорт оказался на грани банкротства, регулярные пассажирские рейсы прекратились. В итоге Бесовец выкупили за счет республики за 47 млн рублей. В апреле 2009 года было создано закрытое акционерное общество «Аэропорт "Петрозаводск"», из федерального бюджета на модернизацию Бесовца было выделено 180 млн, аэропорт начали переоборудовать.
Так, до конца 2009 года светосигнального оборудования в аэропорту не было вовсе, и самолеты он мог принимать только днем.
<2>После модернизации в соответствии с требованиями ИКАО (Международная организация гражданской авиации) Бесовец стал принимать и ночные рейсы из Москвы, Череповца, Хельсинки. Но сейчас из аэропорта осуществляются лишь регулярные рейсы авиакомпании «Руслайн» Москва-Петрозаводск и Петрозаводск-Москва - навигация осуществляется с весны до середины осени. Другие авиакомпании отменили перелеты, как говорили их представители, из-за нерентабельности.
Экипаж разбившегося Ту-134 был достаточно опытным: как сказали «Газете.Ru» в Росавиации, командир Александр Федоров налетал 8,5 тыс. часов, из них 3,1 тыс. - на Ту-134. Второй пилот Сергей Карякин - 2580 часов, из них 813 часов на Ту-134.
Скорее всего, считают эксперты, во время полета погодные условия начали ухудшаться - и летчики действительно потеряли землю в тумане и дожде. Собеседник, хорошо знакомый с аэропортом Бесовец, также не исключает, что пилоты могли в условиях тумана перепутать посадочные огни ВПП с дорогой и взять курс на огни трассы. «Если ты потерял землю, то должен уйти на второй круг, это четкая инструкция, - говорит собеседник. - Если предположить, что огни аэропорта погасли до того, как самолет порвал провода ЛЭП, то пилоты также сразу же должны уйти на второй круг».
То, что летчики Ту-134 не сделали этого, доказывает «порочную практику и смоленской, и других катастрофах», считает эксперт.
За уход на второй круг к пилотам применяют санкции, говорит он: «Ни одно административное лицо не имеет право обсуждать решение командира, но любой уход на второй круг - страшное происшествие. Потом летчик будет неделю отписываться».
В результате пилоты считают, что лучше попробовать сесть, начинают снижаться, ищут глазами землю и не понимают, что находятся уже слишком низко. «Пока не прекратится прямое или косвенное давление на пилотов, к сожалению, такие катастрофы будут происходить дальше», - уверен действующий летчик.
Версию с неисправностью машины чиновники и эксперты отрицают. Впрочем, известно, что разбившийся под Петрозаводском самолет был забракован в декабре 2010 года европейской комиссией в рамках проверок по программе SAFA (Safety Assessment of Foreign Aircraft).
Это программа безопасности полетов, которая применяется 38 государствами - членами Европейской Конференции гражданской авиации. Инспекторы, побывав зимой в России с проверками запросили у авиационных властей России сертификат эксплуатанта (AOC) нескольких авиаперевозчиков, к которым возникли претензии во время проверки. «На основании информации, предоставленной компетентными органами России, следующие самолеты, вписанные в AOC некоторых перевозчиков, в настоящее время не соответствуют стандартам ICAO (Международной организации гражданской авиации) и безопасности полетов», - такое заявление Комитета авиационной безопасности ЕС было опубликовано в конце апреля 2011 года в официальном журнале Европейского союза. Представители комитета «настоятельно призвали комиссию рассмотреть вопрос использования этих бортов за пределами России. В списке из 17 авиакомпаний есть "Русэйр". Международным стандартам безопасности у авиакомпании не соответствуют 8 Ту-134, в том числе машина с бортовым номером 65691 - та, что разбилась вечером 20 июня. Какие проблемы возникли с этим бортом, представители комиссии не указывают. О нарушениях категории I проверяющие обычно сообщают только командиру воздушного судна, так как они не влияют сильно на безопасность полетов. Но так как инспекторы сообщили о найденных недостатках российским органам, то, вероятно, речь идет о нарушениях безопасности II (имеющие серьезное влияние на безопасность полетов) или III категории (несущие существенную угрозу безопасности полетов). Последняя категория грозит запретом на вылет воздушного судна. Автор: Полина Никольская, Мария Железнова (Бесовец), Анастасия Берсенева, Юрий Шляхов (Петрозаводск)
| |