|
В галерее искусств «Лавра» в рамках фестиваля «Неделя высокой классики с Романом Кофманом» состоялся концерт произведений Рихарда Вагнера. Главными героями вечера стали обладатели голосов «вагнеровского типа» Стиг Андерсен и Йорданка Дерилова, очаровавшие публику мощным исполнением. На незаурядном концерте побывала и ЛЮБОВЬ МОРОЗОВА.
Оперы Рихарда Вагнера вот уже больше десяти лет не ставятся ни в одном оперном театре Украины. Конечно, личность этого композитора слишком неоднозначна - он был последовательным антисемитом, сочинил позорную статью «Еврейство в музыке» и оказал чрезвычайное влияние на Адольфа Гитлера. В связи с этим Вагнера уже больше шестидесяти лет избегают исполнять в Израиле, но даже там его произведения постепенно возвращают в филармонические концерты. Причины же игнорирования оперного наследия этого автора у нас, наверное, связаны с чисто исполнительскими трудностями: достойно спеть его виртуозные арии, требующие мощного голоса и огромной выносливости, способны лишь единицы - такие вокалисты ценятся на вес золота и до Киева обычно не доезжают.
Нынешнее мероприятие стало приятным исключением - на зов Романа Кофмана до украинской столицы добрались сразу двое именитых «вагнеровских» певцов: солист Копенгагенской королевской оперы Стиг Андерсен и болгарская певица Йорданка Дерилова. Репетиции проходили в сжатые сроки - маэстро Андерсен приехал за день до выступления, а госпожа Дерилова, исполнявшая в этот вечер главную роль в «Турандот» Джакомо Пуччини в Anhaltisches Theater Dessau, встретилась со своим партнером лишь в день концерта. Тем не менее оба оказались на высоте. У Йорданки Дериловой - мощный «стальной» тембр, идеально ровные регистровые переходы - словом, эталонные признаки «героического сопрано» Вагнера. Уже в первом своем выходе с арией Елизаветы из «Тангейзера» вокалистка смогла продемонстрировать умение легко перекрывать звучание массивного вагнеровского оркестра, действуя с воодушевлением Валькирии над полем битвы. В сравнении с ней Стиг Андерсен показался более человечным и лирическим, что как нельзя лучше подошло для «Рассказа Тангейзера». Свою партию он исполнил весьма эмоционально, украшая пение чувственным вибрато и мгновенно реагируя на перепады динамики. Получился образ не только отважный, но и живой, беззастенчиво влюбляющий в себя слушателя, как того и желал композитор.
Центральным номером программы стал получасовой любовный дуэт из II акта оперы «Тристан и Изольда». Маэстро Андерсен, которому недавно исполнилось 60, в роли пылкого любовника выглядел, конечно, неожиданно и походил на мечтательного профессора лингвистики во время лекции. Между тем свою партию он исполнил без скидок на возраст, продуманно выстроив ее непростую композицию. Йорданка Дерилова в этом номере тоже расчувствовалась и добавила своему голосу теплых ноток.
Как ни странно, самыми сложными для исполнения в программе оказались инструментальные номера. Симфоническому оркестру Львовской филармонии с трудом давались тихие фрагменты, зато он реабилитировался в звучных местах. Одним из самых удачных номеров стала Увертюра к «Нюрнбергским мейстерзингерам», изобилующая как юмором, так и патетикой. В ней Роману Кофману не раз приходилось «ловить» музыкантов, однако это не повлияло на общий эффект, и публика щедро осыпала оркестрантов аплодисментами.
| |