|
Сегодня, 22 июня 2011 года мы вспоминаем выдающегося комедиографа Голливуда Билли Уайлдера. Со дня рождения легендарного режиссера и сценариста, создателя всеми любимой комедии «В джазе только девушки» и обладателя шести премий «Оскар» минуло 105 лет.
Комедия «Некоторые любят погорячее», получившая в советском прокате альтернативное и, надо признать, не менее удачное название «В джазе только девушки», вышла на экраны США в марте 1959 года и заработала в американском прокате рекордные для того времени $25 миллионов (при бюджете чуть менее $3-х миллионов). Но большому режиссерскому успеху Уайлдера предшествовали 30 лет беспрерывной работы в кино, cначала в качестве сценариста, затем - режиссера. Выходец из еврейской семьи, бежавший от нацистского режима в Соединенные Штаты, Уайлдер получил известность как сценарист в конце 30-х годов, написав сценарии к фильмам «Полночь» Митчела Лейзена и «Ниночка» Эрнста Любича с участием Греты Гарбо. Последняя картина принесла ему первую оскаровскую номинацию.
Голливудский дебют Уайлдера как режиссера состоялся в 1942 году, когда он поставил комедию с участием известной актрисы и танцовщица Джинджер Роджерс и актера Рейя Милланда «Майор и малютка». Но одним из самых востребованных режиссеров Голливуда его сделала картина «Потерянный уик-энд» (1945). От драмы об опустившемся писателе-алкоголике компания Paramount не рассчитывала получить большие дивиденты. Однако картина на малопривлекательную тему получила высокую оценку критиков и была удостоена 4-х премий «Оскар», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру.
В 40-е Уайлдера интересуют, в основном, такие серьезные и нетипичные для «фабрики грез» темы, как алкоголизм, проституция, нацистские концлагеря, цинизм, лицемерие и опустошенность жизни в высших кругах общества. Пожалуй, лучшим фильмом Уайлдера этого периода становится «Бульвар Сансет» (1950) - беспощадный рассказ о драме стареющих звезд большого экрана.
В середине 50-х в творчестве режиссера расцветает комедия. Почерк Уайлдера-комедиографа отличает умение точно работать с актером и писать острые диалоги, которые расходятся на цитаты. В его фильмах снимаются только звезды. В «Сабрине» (1954) блистает юная Одри Хепберн и Хамфри Богарт. В романтической комедии «Любовь после полудня» (1957) Хепберн оказывается в объятиях другого секс-символа Голливуда Гарри Купера. В сатирической нью-йоркской комедии «Зуд седьмого года» (1955) складывается необычный комедийный дуэт актера Тома Уэлла и красотки Мэрилин Монро. Единственное отступление от жанра комедии - детектив по произведению Агаты Кристи «Свидетель обвинения» (1957, премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий) с не менее звездным дуэтом Чарльза Лоутона и Марлен Дитрих.
С фильма «Некоторые любят погорячее» началось многолетнее сотрудничество Билли Уайлдера с талантливым комедийным актером Джеком Леммоном - исполнителем незабываемой роли саксофониста в юбке Джерри/Дафны. В сотне самых смешных фильмов Голливуда эта комедия бессменно занимает верхнюю строчку. Следующей совместной работой актера и режиссера стал фильм «Квартира» - грустная комедия, в которой персонаж Леммона - незаметный офисный клерк, снимающий крохотную квартирку в центре Нью-Йорка, то ли по доброте душевной, то ли ради карьерной выгоды регулярно передает ключи от своего жилья вышестоящим менеджерам, которым необходимо уютное гнездышко для любовных утех. Но в жизни этого маленького человека все меняется, когда он встречает трогательную девушку-лифтера Фрэн Кубелик (Ширли Маклейн) - любовницу его босса. Комедия, в которой тысячи мелких служащих могли узнать самих себя, принесла Уайлдеру второго «Оскара» за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Джек Леммон и Ширли Маклейн выступили в дуэте также в фарсовой комедии Уайлдера «Нежная Ирма» (1963), где дело происходит в парижском квартале красных фонарей. В последний раз Леммон появился у Уайлдера в комедийном фильме 1972 года «Аванти!», где его персонаж из сухого бизнесмена под солнцем Италии превращался в романтика.
С середины 60-х Билли Уайлдер постепенно покидает голливудский Олимп, уступая место молодому поколению американских режиссеров. Свой последний фильм «Бадди Бадди» он снял в 1981 году, после чего спокойно прожил еще два десятка лет в своем особняке на Беверли Хиллз, дожив до 95 лет. Судьбе этого человека - нищего эмигранта, добившихся всех высот в Голливуде, многие могли бы позавидовать. Но невозможно списать со счетов то, что кроме огромного везения ему помогли стать тем, кем он стал, большой талант и мастерство.
| |