|
Косовские сербы готовятся снова взять в руки оружие для охраны своих святынь. Раньше этим не всегда ответственно занимались миротворцы НАТО, но сейчас и они уходят. Обязанности по охране святынь передают косовской полиции. В её рядах есть те, кто в конце 90-х грабил и обстреливал храмы и монастыри.
Никто не видел, как уходили натовцы. Свернули палатки, повесили замок на контрольно-пропускной пункт. Если бы не колючая проволока и ежи, будто и не было здесь шведских миротворцев все эти 10 лет. Монастырская жизнь идет по графику - послушания, службы, в церкви работают реставраторы. Но тишина и умиротворение стали казаться чем-то зыбким.
На сайте международных сил KFOR (Kosovo Force) сообщается, что охрана уцелевших восьми православных монастырей теперь стала заботой полиции Косова. Это значит, что в ворота может зайти каждый. Монахини считают: то, что в 1999 году Грачаницу не сожгли и не взорвали - большое чудо. Но во что верить сейчас, когда за воротами даже по-сербски лучше не говорить?
«Надо светить как солнце. Понимаете? Так смотрят на свечку, когда кругом мрак. Православная вера - это правая вера, правильная. И мы не должны бояться», - говорит игуменья Теодора.
Монастырь Высокие Дечаны еще находится под защитой. Но даже под круглосуточным контролем итальянских военных тишина и спокойствие никого не вводит в заблуждение. Стекла на КПП изрешечены, в монастырских стенах до сих пор видны следы от попаданий гранат. Последний раз выстрел из ручного противотанкового гранатомета сделал албанец в 2007 году.
«Это безумие! Мы пытаемся найти выход, может, нанять частное охранное агентство. У косовской полиции нет ни сил, ни желания нас охранять. Мы находимся в албанском кольце, и они хотят стереть наши храмы с лица земли», - убежден отец Савва.
Столько лет прошло, а злость никуда не уходит. Обычные ежедневные сводки примерно таковы: в Митровице в сербском анклаве кто-то взорвал гранату, под Призреном два албанца украли колокол с храма. Собственно, и храмов-то осталось всего ничего, да и они заколочены. Зато мечети строятся одна за другой, тянутся в небо минареты в каждом селе. Вместе с отелями и казино в Косове есть теперь и своя статуя Свободы, и свой Кос-Вегас.
Такими же темпами идет главная стройка года - автодорога, на нее не жалеют ни сил, ни денег Евросоюза. На миллиарды тех, кто активно помогал Косову воевать за отсоединение от Сербии, здесь строят первую, широкую и прямую дорогу в Албанию.
Автострада еще только строится, зато памятники «народным героям» стоят через каждые 500 метров. «Герои» стоят в полный рост, в мраморе, с автоматами наперевес. У всех дата смерти примерно одна и та же - 1998 год. Это боевики так называемой Освободительной армии Косово (УЧК). Это они убивали, похищали людей, срывали кресты с храмов. А сербы, которые остались жить в Косове, но старались не выходить на улицу после темноты, опять готовятся к ночным дежурствам.
«В полиции, которой передают охрану храмов - те же люди. Они же их и разрушали. Здесь мы родились, здесь наши дети. И пока здесь еще есть сербы, мы будем охранять эту землю», - говорит местный житель.
Не дожидаясь, когда уйдут итальянцы, в Высоких Дечанах заложили еще один дом для монахов. В XXI веке для защиты нужны не только молитвы.
| |