|
Благотворительный фонд Владимира Потанина составил собственный рейтинг ведущих российских вузов.
Благотворительный фонд Владимира Потанина составил собственный рейтинг ведущих российских вузов по итогам работы Федеральной стипендиальной программы и программ грантов для молодых преподавателей в 2010/11 учебном году.
Третий год подряд в рейтинге лидирует Новосибирский государственный университет. Места в пятерке лучших вузов распределились следующим образом:
1. Новосибирский государственный университет
2. Уральский государственный университет им.А.М.Горького
3. Казанский (Приволжский) федеральный университет им.В.И.Ульянова-Ленина
4. Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена
5. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.
В рейтинге Благотворительного фонда В.Потанина участвуют 60 ведущих государственных вузов России. В течение учебного года фонд по единой методике проводил в этих вузах конкурсные отборы среди студентов-отличников и молодых перспективных педагогов. Всего через конкурсные испытания прошли 12973 студента и 333 преподавателя. В качестве критериев оценки взяты интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых преподавателей - их умение сочетать преподавательскую и научную работу, внедрять новые формы обучения.
«Поскольку мы проводим конкурсные отборы по одинаковому сценарию: одни и те же тесты, одни и те же методики, - мы можем сравнивать вузы между собой, - считает генеральный директор благотворительного фонда В.Потанина Лариса Зелькова. - При этом есть интересный момент, который не присутствует в других рейтингах: мы работаем с теми, кого сам вуз считает лучшими. Это студенты, которым вуз поставил отличные оценки, и достойные молодые преподаватели, которых выдвигает на конкурс ученый совет вуза. То есть мы имеем уникальную возможность сравнить качество вузовской элиты. Это важный для нашей страны показатель. Кроме того, наш рейтинг показывает не только определенный уровень знаний, но и уровень компетенций. Мы учитываем показатели социальной и личностной активности студентов».
Конкурсные отборы по Федеральной стипендиальной программе проводились среди студентов дневных отделений, имеющих отличные оценки за две последние сессии. Первый этап отбора - тестирование, к которому допускались все пришедшие на конкурс отличники - проверял уровень интеллекта, кругозор и логику.
Во второй тур проходили студенты, набравшие наивысшие баллы в тестировании. Второй тур - игровой - выявлял организаторские качества соискателей. Победители этого тура становились стипендиатами фонда. Наиболее активные стипендиаты подавали в фонд заявки на реализацию социально значимых волонтерских проектов, участвовали в работе Зимней и Летней школ фонда, по итогам которых лучшие проекты фонд поддерживал грантами.
В конкурсе молодых преподавателей участвовали молодые педагоги вузов (в возрасте до 35 лет, имеющие ученую степень и преподавательский стаж не менее 3-х лет), которых выдвигал ученый совет вуза. Работы, присланные соискателями, рецензировали независимые эксперты. Параллельно студенты, у которых эти педагоги вели занятия, оценивали их работу. Лучшие, по мнению экспертов и студентов, педагоги получали призовые гранты фонда. Педагоги, участвовавшие в этой программе, могли подать заявку на конкурс «Преподаватель онлайн» и выиграть грант на создание собственного учебного сайта.
Таким образом, комплексный рейтинг вузов Благотворительного фонда В.Потанина рассчитывался на основании следующих критериев: данные тестирования студентов на интеллект и эрудицию; данные игрового тура, выявляющего лидерские и организаторские способности студентов; экспертная и студенческая оценка молодых преподавателей, участвующих в грантовом конкурсе; победа преподавателей в конкурсе «Преподаватель онлайн»; участие стипендиатов в Зимних или Летних школах фонда; реализация волонтерских проектов.
Данный рейтинг благотворительный фонд В.Потанина составляет ежегодно с 2003/04 учебного года. Он необходим, прежде всего, для ротации вузов, участвующих в образовательных программах фонда. Рейтинг вызывает большой интерес в вузовской среде, а в преддверии вступительных экзаменов может быть полезен и абитуриентам, так как дает объемное представление о картине высшего образования в стране.
| |