|
Африканская чума свиней подобралась вплотную к Москве. Последняя вспышка зарегистрирована в хозяйствах Тверской области рядом с автотрассой Москва - Санкт-Петербург. В Россельхознадзоре бьют тревогу, а столичный комитет ветеринарии настойчиво рекомендует мэрии вывезти всех свиней из города. В самой Тверской области, где объявлен карантин, впрочем, уверяют - никакой эпидемии нет. Власти региона даже разрешили проводить рок-фестиваль «Нашествие». Степень опасности выясняла корреспондент радио «Вести ФМ» Анна Семкина.
Семкина: Любители российского рока все в переживаниях - африканская зараза едва не подложила им настоящую свинью. Но после долгих колебаний власти Тверской области, где свирепствует болезнь, все же разрешили проводить у себя знаменитый фестиваль «Нашествие». Казалось, ничто не предвещало беды. В начале июня неожиданно скончались свиньи на ферме в Торжке, затем в одной из деревень умер поросенок, в итоге вирус обнаружили в селе Хотилово Бологовского района. Анализы показали - животных подкосила неизлечимая «африканка». Чтобы избежать эпидемии, руководство Тверской области ввело карантин в 10 муниципальных районах, все зараженное поголовье уничтожили, на дорогах установили ветеринарные посты и запретили горожанам не только провозить, но и продавать, а также употреблять в пищу мясо, шашлыки, колбасу и сало. Теперь ситуация налаживается, твердо заверил замглавы администрации Бологовского района Тверской области Юрий Леонов.
Леонов: Мы просто перестраховываемся, поэтому посты еще стоят. Но сейчас все животные отчуждены из зон очага и ближайших населенных пунктов. Так что у нас все под контролем, под контролем. Семкина: Впрочем, в Россельхознадзоре такой уверенности нет. На территории Тверской области прямо рядом с трассой Москва-Санкт-Петербург по-прежнему стоят загоны, где содержали зараженных свиней, уверяет замруководителя Россельхознадзора и главный государственный ветеринарный инспектор России Николай Власов.
Власов: Власти области решительности не проявили, и до сих пор очаг не ликвидирован. Строения, где были свиньи, ветхие, деревянные, их надо сжигать, а власти этого не сделали. И вот вы представьте, по очагу ездят машины: из Питера в Москву, из Москвы в Питер.
Семкина: Ветеринарным службам есть чего опасаться - вирус явно не спешит покидать Россию. В июле 2008-го африканской чумой заболели свиньи Оренбургской области. Чтобы предотвратить эпидемию, тогда пришлось уничтожить более 300 животных и выплатить владельцам около 30 млн рублей компенсации. В прошлом и позапрошлом годах эпидемия вспыхнула в Ростовской области. Миллионное поголовье свиней там сократилось ровно на половину, а ущерб составил почти 2 млрд рублей. И вот теперь новые очаги. В феврале этого года - вспышка в Нижегородской области, в марте - на Ставрополье. А буквально несколько дней назад африканская чума подкосила животных Краснодарского края. Пришлось уничтожить около 5 тысяч свиней агрохолдинга «Кубань». На прошлой неделе тревогу забили и в Москве - в столичном зоопарке умерла кистеухая свинья. Потом, правда, выяснилось, что не от чумы, но Россельхознадзор по Москве и комитет ветеринарии все равно предложили мэру эвакуировать из города всех столичных свиней от греха подальше. Риск эпидемии высок, и последствия будут исчисляться уже десятками миллиардами рублей, считает Николай Власов.
Власов: Представьте, в Москве вспышка. Прямой экономический ущерб минимальный - потому что тут единицы свиней. А ограничения, чтобы ликвидировать очаги, нужно будет вводить в полном объеме. А теперь представьте, кто-нибудь завел свиней в пригороде Москвы, как это было в Питере. И вот там вспышка. И мы закрываем парочку районов Москвы, в них не будет продаваться свинина, а, скорее, и все мясо. А дороги: вот придется, к примеру, закрыть выезд с Щелковского шоссе. Что будет?
Семкина: Есть угроза лишиться и всего свиноводческого сектора, говорят в Россельхознадзоре. Ведь вирус к свиньям попадает вместе с зараженной пищей - теми же обрезками сала или отходами с человеческого стола. Но то, что человеку не вредит, свинье смерть.
Власов: У нас же все последние случаи связаны с заражением свиней либо от общественного питания, либо от тех мест, куда посылки присылают. Это солдатские казармы и тюрьмы. Во ФСИН есть подсобные хозяйства, там уже знаете, сколько случаев!
Семкина: Что касается московских питомников, то там об угрозе предпочитают не думать. В клубе, где выращивают декоративных минипигов, сообщили - свинок кормят только тщательно проверенной пищей, поэтому ничего не боятся.
Светлана, сотрудник племенного центра «Легенды Подмосковья»: Мы предупреждены, у нас здесь ветеринарная служба. Наши минипиги в закрытых помещениях, мы их не выпускаем, у нас везде коврики. Инфекция может перейти через пернатых.
Семкина: Если долго не лечить заразу, она может мутировать, уверяет профессор-вирусолог РАМН Алексей Забережный. То есть «африканка» просто уйдет в подполье.
Забережный: «Этот вирус вызывает быстрое течение болезни, но если ему дать возможность долго гулять на свободе, то он может приобрести хронические свойства. И тогда он будет долго оставаться в организме животного, его будет сложнее вычислить и бороться с ним.
Семкина: Сейчас специалисты Россельхознадзора просят у Министерства финансов выделить на мониторинг чумы около 12 миллиардов рублей на пять лет. По словам ветеринаров, в субъектах федерации нет никакой профилактики, и за распространением инфекции власти следят в реальном режиме, то есть узнают о вспышке постфактум. И новый карантин уже не за горами.
| |