|
Если верить Дмитрию Медведеву, нас ждет новый передел ресурсов и полномочий между регионами и центром. В стране объявлена децентрализация - политика, прямо противоположная тому, что власти делали все предшествующее десятилетие.
Результат этой деятельности - через федеральный бюджет перераспределяется около 70% средств консолидированного бюджета страны. Примерно столько же важных решений, касающихся территорий, принимается на уровне федеральной власти, которая физически не справляется с таким объемом функций. Регионы давно конкурируют друг с другом не за инвестиции и налоговые доходы, а за федеральные деньги, поэтому о развитии мало кто думает. Та же порочная система действует в отношениях между субъектами Федерации и муниципалитетами: регионы консолидируют у себя львиную долю доходов, а потом перераспределяют между городами и поселками, что лишает мотивации местное самоуправление. Децентрализация, безусловно, станет толчком для развития страны. Но дьявол, как обычно, в деталях. Когда возник вопрос, какими налогами готов поделиться центр, оказалось, что вариантов немного: либо вернуть упраздненный налог с продаж (но тогда придется отменить надежный и удобный в администрировании НДС, что Минфину не нравится), либо придумать какой-то новый налог, либо отдать в пользу регионов часть акцизов и налога на прибыль. В мире основа доходов местной власти - налоги, распределенные по стране равномерно: подоходный налог, налоги на недвижимость и землю. У нас же подоходный налог не очень справедливо зачисляется в бюджет, привязанный к месту работы человека, а не к месту его жительства. Из-за этого, к примеру, житель Подмосковья, работающий в Москве, ходит в плохие поликлиники и ездит по плохим дорогам (налоги-то идут в столичную казну), что не способствует подъему его самосознания как гражданина и налогоплательщика. С налогами на жилье и землю другая проблема: они у нас традиционно слишком низкие, поэтому не дают серьезных доходов. Новый налог на недвижимость, который хотя бы приблизительно отражал бы рыночную стоимость жилья и земли, обсуждается много лет, и каждый раз его введение откладывается: народ морально не готов к резкому повышению платежей, а власти никак не могут разработать способы массовой оценки недвижимости. Перспективный ход: отдать регионам весь налог на прибыль, обязав корпорации зачислять большую часть прибыли в тот бюджет, где располагаются их мощности, а не по месту регистрации компании. Тогда губернаторы воевали бы за инвесторов. Но для этого решения требуется политическое мужество.
| |