|
Культовый режиссер даст оздоровительный сеанс для петербуржцев
Эмир Кустурица - культовый режиссер и актер современности, а «по совместительству» популярный музыкант и исполнитель приехал на три дня в Северную Столицу, чтобы выступить на Первом фестивале искусств им. Исаака Шварца.
Как всегда небрежно одетый (на это раз в поношенную футболку неопределенного цвета), плохо причесанный, то есть, совсем не причесанный, с трехдневной щетиной на лице, но уверенно и весело глядящий в завтра.
Именно таким предстал он в среду перед обитателями отеля «Англетер», что на улице Малой Морской, рядом с любимым им Исаакиевским собором. «Эмир такой забавный, - восторженно поведала корреспонденту "СП" молоденькая сотрудница "Англетера". - Меня, проходя мимо, даже ущипнул чуть ниже спины!».
Сам Кустурица уже 5 минут спустя вряд ли помнил этот эпизод. Шагает он широко, размахивая в такт руками (может, случайно задел дамскую попку), смотрит в основном поверх голов. О нем не скажешь: красивый мужчина. Но главное в нем другое: магия неординарной личности, самобытно мыслящего художника.
«На каком языке будем говорить? - глянул он строго на корреспондента "СП". И сам же ответил - На сербском! С русским у меня пока ещё трудности». Ну, что ж, можно и на родственном для нас, братьев-славян сербском - с помощью сопровождавшего кинорежиссера и музыканта на берегах Невы главы местной сербской диаспоры Мирко Радановича.
Разговор получился... ни о чем. И - обо всем сразу. В точности «по Кустурице».
«СП»: - Что привело вас, Эмир, на фестиваль Исаака Шварца? Даже у нас в России, родной для Исаака Иосифовича, далеко не все помнят имя этого замечательного композитора, нашего современника, скончавшегося чуть более года назад. Разве что когда напоешь некогда популярные: «Ваше благородие, господа удача!», или «Кавалергарды, век не долог...»...
- А я Шварца очень люблю. Ещё со времен фильмов Акиры Куросавы, на которых учился, будучи студентом. Не случайно Мастер Куросава выбрал именно его музыку для своих кинематографических шедевров. Он универсальный композитор. Некоторые его музыкальные вещи, безусловно, могли бы быть в моих фильмах. И, конечно, обязательно будут.
«СП»: - Музыка для кино важна?
- Ещё как! Этот вид искусства самый близкий к кинематографу. Очень трудно бывает отграничить тот момент, когда музыка кончается и начинается собственно картина. Музыка для того и существует, чтобы прибавить фильму динамики. Играет конструктивную роль в построении сюжета. И создает мощную ауру фильма.
«СП»: - По России в продаже гуляет немало пиратских дисков с вашими фильмами и вашими песнями. Вас это не беспокоит?
- Напротив, я этому рад. Сразу видно - любит меня народ.
«СП»: - Вы известны своей любовью к русской классической литературе. В частности, к Достоевскому. Федор Михайлович считал, что мир спасет красота. Вы с этим согласны?
- Это спорно. Как и то, что искусство меняет мир. Оно, конечно, воздействует - на определенную группу людей. Лет 10-15 назад я хотел влиять своими фильмами на настроение зрителей. Не уверен, что добился этого в полной мере. Но знаю, что можно спасти искусством от болезни, например, от эпилепсии. Доказано, что, слушая музыку Моцарта, больные эпилепсией реально лечатся. Процентов на 70 у них уменьшаются припадки. Основную роль искусства надо видеть именно в этом.
«СП»: - Говорят, вы выстроили близ своего родного города Сараево собственный мини-город, который демонстрируете, как идеальную модель мира?
- Я его выстроил, в первую очередь, для декорации одного своего фильма. Во вторую - реализовав, таким образом, свою давнюю мечту, если хотите, детскую. Такой малый этнический городок на Мокрой Горе. Там все есть - полная инфраструктура. Огромный комплекс под названием Парк природы. Мой большой социальный и экологический проект, в котором я пытаюсь осуществить защиту окружающей среды и культуры.
«СП»: - В вашей родной Сербии к русским относятся как, наверное, нигде сейчас в мире - очень душевно, по-родственному.
- Потому что мы и есть родственники. Сербы, как и вы, русские, открыты душой, щедры. Это уже в крови - и у нас, и у вас. Как говорил Достоевский, «кровь - это большая сила».
«СП»: - Вы как-то обмолвились, что мечтаете написать «большую книгу о Достоевском»...
- Как раз сейчас пишу её. Уже и название придумал: «Дорогой мой Федор». Возможно, потом буду снимать по ней фильм. А снимать его можно только в вашем необычном для меня городе.
«СП»: - Вы любите телесериалы?
- Нет, никогда не смотрю их, не люблю. И Голливуд не люблю.
«СП»: - Как же - вы же прежде хорошо о нем отзывались? Правда, ни разу там не снимали и не снимались?
- Это важное место в развитии мирового кинематографа. До 1930 годов было просто идеальным. А сегодня не более чем фабрика по производству денег.
Анекдот от Кустурицы
«СП»: - У вас есть любимый анекдот?
- Да! И я охотно расскажу его вам, но без выражений, которые вы сами добавите, ок? Потому что без выражений - этих ваших русских матерных - он совсем неинтересен. Итак, почему Чак Норрис появился на свет после непорочного зачатия? Да потому, что с его матерью все боялись трахаться.
В рамках фестиваля в четверг, 23 июня, Эмир Кустурица вместе со своей группой No Smoking Orchestra выступит на сцене БКЗ «Октябрьский». В концерте также примут участие «ДДТ» Юрия Шевчука и цыганское трио «Лойко». В финале музыканты объединятся и исполнят песню на русском языке.
В рок-группе No Smoking Orchestra Эмир Кустурица выступает с 1986 года, тогда команда называлась Zabranjeno Pušenje. В 1997 году она выпустила альбом «Ja nisam odavle», посвященный жертвам войны 1992-1995 г. в Югославии. В качестве барабанщика в группе выступал сын Эмира Стрибор Кустурица. В 1998 году музыканты взяли новое название - The No Smoking Orchestra С 1999 года Эмир Кустурица стал постоянным участником группы - в роли ритм-гитариста, хотя начинал в качестве басиста. Сейчас группа регулярно гастролирует по Европе и миру.
Из досье «СП»
Эмир Кустурица, самый известный режиссер бывшей Югославии, родился в 1955 году. Награды за любительские фильмы, которые он снял еще в школе, позволили Эмиру попасть в FAMU - киношколу в Праге, а фильм «Герника» (Guernica), снятый на третьем курсе выиграл первый приз на кинофестивале в Карловых Варах в 1977 году. Сняв две ленты для телевидения Сараева, в 1981 году он получил шанс снять полнометражный художественный фильм. Его дебют оказался триумфом. Фильм «Вы помните Долли Белл?» получил «Золотого Льва» в Венеции. Вторую картину - «Когда папа уехал по делу», Кустрица снял через четыре года. Эта лента принесла ему «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале, а также номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Третья картина - «Время цыган» (1988 год), также была отмечена в Каннах - на этот раз призом за лучшую режиссуру..Через десять лет Кустурица снял еще один фильм на цыганскую тему «Черная кошка, белый кот».
Санкт-Петербург
| |