|
В галерее «Дом Нащокина» открылась выставка, посвященная Петру Пашкевич - легендарному художнику и оператору советского кинематографа. Список фильмов, где художником был Петр Пашкевич, впечатляет: «Донские шахтеры», «Добровольцы», «Сельская учительница», «Печки лавочки», «Герой нашего времени».
Директор галереи «Дом Нащокина» Наталия Рюрикова посвятила эту выставку своей семье - московскому художественному клану. Основатель династии - отец Наталии Петр Пашкевич. В истории советского кинематографа это легендарное имя. Он из первого выпуска художников кино ВГИКа. Учили тогда серьезно - студенты прекрасно рисовали человека, знали законы перспективы, как архитекторы, и разбирались в материалах, как инженеры. А еще Пашкевич снимал, как профессиональный оператор.
«Чтобы создать, надо войти в материал. Он первый пишет эскизы, строит декорации, а потом начинаются съемки», - говорит директор галереи «Дом Нащокина» Наталия Рюрикова.
Список фильмов, где художником был Петр Пашкевич, впечатляет: «Донские шахтеры», «Добровольцы», «Сельская учительница», «Печки лавочки», «Герой нашего времени». Говорят, режиссеры стояли в очереди, чтобы заполучить Пашкевича в свой фильм. Каждая картина - огромный труд. Тысячи эскизов сначала с натуры, затем фантазийных. Он изучал эпоху как историк, поэтому все выстроенные интерьеры абсолютно достоверные.
«Молодой Тараторкин, который играл Раскольникова, рассказывал: я вошел в эту декорацию и почувствовал себя Раскольниковым», - рассказывает Наталия Рюрикова.
Эскизы к культовому фильму «Преступление и наказание» Льва Кулиджанова. Каждый - самостоятельная картина с драматическим сюжетом. Часть фильма снята у Сенной площади, но многое в павильоне, ведь таких трактиров, например, давно не существует.
«Вот основной момент, когда он подходит. Какие двери, какие стены, кажется, проходит кадр, и никто не замечает. Но над этим трудились, тут все продумано», - объясняет директор галереи «Дом Нащокина».
Способность фантазировать не покидала Петра Пашкевича никогда - в каждый нарисованный интерьер хочется войти. Умение придумывать почти метафизические пространства передалось сыну - Андрею Пашкевичу - оператору документальных фильмов. И внукам. Кирилл Рюриков - юрист и картины пишет для собственного удовольствия. Анастасия Рюрикова Саймс - профессиональный художник.
«Это театр, которому сегодня моя дочь отдает свои силы, очень любит это и продолжает традиции деда», - поясняет Наталия Рюрикова.
Анастасия, как и дед, окончила ВГИК, уехала в Америку и там оформила уже 15 спектаклей. Она успевает писать холсты, где воплощает свои буйные фантазии, декорирует интерьеры, придумывает невероятные костюмы.
Сейчас Наталия Рюрикова обдумывает судьбу творческого наследия своего отца. Возможно, она отдаст эскизы к легендарным фильмам сразу в несколько провинциальных музеев. С условием, чтобы они не хранились в фондах, а вошли в постоянную экспозицию.
| |