Глава комитета Госдумы по законодательству, депутат от партии «Единая Россия» Владимир Плигин не исключает возвращения к балльной системе учета нарушений правил дорожного движения, которая существовала во времена СССР. Как Вы относитесь к этой идее? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами «Вестей ФМ» в программе «Утро с Анатолием Кузичевым».
Кузичев: А сейчас позвольте процитировать вам Владимира Плигина. Это депутат Госдумы, глава комитета Госдумы по законодательству: «Я думаю, что в рамках текущей работы комитета Госдумы этот вопрос подниматься не может. Однако в следующем политическом периоде наши коллеги, вполне возможно, к нему возвратятся. Этот вопрос уже обсуждался депутатами Госдумы пятого созыва, и было принято решение об отказе от системы учета нарушения правил», - сказал Плигин. Он напомнил также, что во времена Советского Союза сотрудники Госавтоинспекции при выявлении нарушения водителем правил дорожного движения проставляли в специальном талоне отметочку, и набравший определенную сумму таких отметок водитель временно лишался права управления автомобилем.
Мне кажется безупречно логичная такая система. А главное, что в этом есть даже такой спортивный принцип. Мне нравится. Серьезно. Знаешь, как раньше билетики сравнивали, номера: «У тебя сколько?» - «Девять». - «У меня - семь!» - два щелбана, бабах! Сергей Николаевич Шишкарев, председатель комитета Госдумы по транспорту с нами на связи. Сергей Николаевич, доброе утро!
Шишкарев: Доброе утро!
Кузичев: Расскажите, насколько реальна перспектива вернуться к баллам? Нам очень нравится, честно говоря. Вы Вам наказ даем избирательский: сделайте нам баллы.
Шишкарев: Ну, а у вас какие аргументы в пользу такого решения, если вы мне такой наказ даете?
Кузичев: Безупречность логики подобной системы. Вот какой у меня аргумент.
Шишкарев: Безупречная логика? Мне кажется, настолько сложно сейчас сказать о том, что мы хорошо администрируем сегодняшнюю систему штрафов, и такой, может быть, не очень высокий уровень с точки зрения коррупционогенности. Но с точки зрения массовости того, как у нас оплачиваются сегодня штрафы, если мы перейдем к балльной системе, во-первых, появится целая дополнительная армия в составе Министерства внутренних дел, новых полицейских, которые должны будут вести учет, базу данных, смотреть, правильно ли туда заносятся данные. А с другой стороны, появляется дополнительное поле для того, чтобы вести творческие беседы с водителями на дороге. Ну, вот у тебя последний, условно говоря, 12 балл. Представляете, сколько он будет стоить?
Поэтому, наверное, прежде всего, нужно сегодня добиться неотвратимости наказания. Не спорить о том, велики или малы штрафы, а добиться того, чтобы хотя бы 90% этих штрафов все-таки платились в казну государства, а не в карман того, кто за правилами дорожного движения следит.
Кузичев: В общем, Вы правы. Хотя я, когда говорю о безупречной логике, я что имею в виду: вот смотрите, сейчас права лишаются по такому, такому и такому основанию. А представьте себе, в чем логика вот этой балльной системы: когда у тебя даже мелких нарушений, за которые прав в принципе в отдельности не лишают, накапливается некая критическая масса, очень логично, что ты из-за этих мелких нарушений теоретически готов к тому, чтобы лишиться прав, потому что, наверное, уже на дороге не совсем безопасен, хотя, формально говоря, ты можешь продолжать дальше с этими мелкими нарушениями ездить. В этом есть высочайшая справедливость.
Шишкарев: Вы знаете, справедливость в этом есть, и логика есть. И есть, наверное, зарубежный опыт, который работает и на который в лучших смыслах всегда нужно ориентироваться. Там, где это действительно применяется и где это дает свой эффект. Но это идеальный вариант того, как это должно работать. Давайте это все опустим или применим в нашей российской действительности, мы увидим, что так схема работать не будет. Потому что справедливость наказания, на мой взгляд, - это важнее, и его неотвратимость важнее, чем построение каких-то более сложных систем, которые действительно должны влиять на безопасность дорожного движения, но в реальности в нашей повседневной жизни это работать не будет.
Вот когда у нас полицейские будут абсолютно неподкупны, когда они будут действительно работать в интересах того, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения, чтобы выявлять вот этих водителей, которые становятся рецидивистами... Все, зависит от культуры человека, от уважения к другим людям на дороге и, к сожалению, от толщины твоего кошелька. Вот когда эта система заработает, тогда, я думаю, это будет следующий этап. Конечно, это делать надо, но делать после того, когда мы будем уверены, что это не нанесет больший вред и еще больше не спровоцирует ситуацию того, что деньги гуляют по карманам, а не по бюджетным источникам.
Кузичев: Понятно. То есть одним словом, Вы считаете, что подобная, пускай безупречная, логическая система может работать в безупречно выстроенной системе. Только там она будет адекватна ей?
Шишкарев: Именно так. Мои же коллеги на эту тему тоже высказывались. Наверное, это некий следующий этап. Для следующего состава Государственной Думы. Соответственно, здесь речь идет уже не только о временных границах, но и, наверное, о том, что что-то должно измениться в обществе. Система должна применяться в более благоприятных условиях.
Кузичев: Дальше мы поговорим с Владимиром Плигиным из комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. Владимир Николаевич, доброе утро!
Плигин: Доброе утро! Доброе утро, уважаемые радиослушатели!
Кузичев: Мы обсуждаем балльную систему. Мы уже говорили с Сергеем Шишкаревым, я ему высказал соображение, что балльная система, на мой взгляд, безупречно логичная, и что действительно есть смысл отбирать права не только за какие-то злостные нарушения, но и за сумму мелких нарушений, которые характеризуют человека косвенно как потенциально опасного персонажа на дороге. Как Вы считаете?
Плигин: Знаете, это было очень серьезным предметом споров в Государственной Думе несколько лет назад. И, действительно, значительное количество депутатов-специалистов склонялись к тому, чтобы восстановить балльную систему. И она играла серьезную профилактическую роль. Нужно сказать, что я относился к числу этих депутатов. Вместе с тем работа над кодексом шла достаточно сложно. Глава 12, в которой содержатся санкции за нарушение правил дорожного движения, была предметом многократных обсуждений и компромиссов. И в результате этих компромиссов было принято решение на тот период времени о том, что балльная система восстанавливаться не должна.
Вместе с тем зарубежная практика, предыдущая советская практика говорят о том, что профилактическая роль, предупреждение, действительно достаточно серьезны. И накопление такого рода предупреждений в дальнейшем могло бы вести к более серьезным санкциям.
В настоящей повестке Государственной Думы этот вопрос не стоит. Он обсуждается в кулуарах, и я думаю, что Госдумой текущего созыва, конечно же, этот вопрос решаться не будет. Поэтому все отнесем на следующий политический срок.
Кузичев: Хорошо. Это что касается формальных признаков, примем - не примем, будем обсуждать - не обсуждать. А Вы сами как относитесь к этой системе?
Плигин: Самое главное в любой системе - это какую профилактическую роль она выполняет, служит ли улучшению ситуации на дорогах. С моей точки зрения, она выполняет полезную профилактическую роль.
Полный перечень выпусков вы можете найти в разделе «Программы», на странице программы «Утро с Анатолием Кузичевым».
Все автомобильные новости