|
Фестиваль «Неделя высокой классики с Романом Кофманом», проводящийся в галерее искусств «Лавра», переключился в режим концертов-марафонов. За последние два дня в них приняли участие пять ярких солистов из разных стран, среди которых фигурировали как молодые музыканты, так и легендарные исполнители. На концертах побывала ЛЮБОВЬ МОРОЗОВА.
Нынешние программы фестиваля прошли под знаком сольного инструментального концерта - наиболее репрезентативного виртуозного жанра. Как и заведено, все прозвучавшие концерты были взяты из копилки хрестоматийной классики, а потому слушатели не только внимали звукам, но и сравнивали живое звучание с эталонными записями, а самих солистов - друг с другом.
Повод для этого дали сами музыканты. Например, Иван Монигетти и Гари Хоффман исполнили на бис одну и ту же часть из Виолончельной сюиты соль мажор Иоганна Себастьяна Баха, разделив публику на два лагеря - приверженцев строгого стиля и любителей более свободных прочтений. Господин Хоффман сыграл Баха в русле той традиции, которой это произведение обросло за три столетия. В стилевых нюансах этот французско-канадский виолончелист, безусловно, исключительный специалист - он способен с изумительной точностью не только воссоздать стиль композитора, но и воспроизвести элементы его музыкального языка. Маэстро Хоффман великолепно чувствует нужную в каждом конкретном случае амплитуду и интенсивность. При этом он все время стремится к расширению репертуара. Так, он единственный привез в Киев малоизвестные публике произведения - «Кол Нидрей» Макса Бруха, базирующееся на тексте древнееврейской молитвы произведение для виолончели с оркестром, в котором тщательно затерты все признаки азартного концертного жанра, а также изящно-кокетливые Пять концертных пьес Франсуа Куперена, заставившие попотеть альтистку симфонического оркестра Львовской филармонии, с трудом попадавшую в такт.
В то же время легендарный российско-швейцарский виолончелист Иван Монигетти, неутомимый популяризатор современной музыки, привез хрестоматийный Концерт для виолончели с оркестром до мажор Йозефа Гайдна. Это произведение в его интерпретации многие слышали в записи, но живьем оно звучало на порядок эффектнее, особенно похожая на признание в любви Вторая часть, в которой исполнитель дал волю чувствам и абсолютную свободу мелодии. Исполнение Монигетти этого опуса во многом наследовало интерпретацию его выдающегося учителя - Мстислава Ростроповича (и темпами, и характером), однако позволив себе большую, чем диктует нынешняя традиция, свободу, маэстро сделал Гайдна живым и чувственным, что слегка возмутило приверженцев строгого стиля игры.
Настоящим открытием для киевской публики стал белорусско-бельгийский трубач Андрей Ковалинский, привезший Концерт для трубы с оркестром Иоганна Гуммеля. Решив не приглашать для его исполнения духовиков и заменив их струнным квартетом из числа музыкантов Киевского камерного оркестра, Роман Кофман, конечно, совершил весьма рискованный шаг. И все же личное обаяние солиста, его головокружительная мелкая техника и выразительная кантилена взяли верх - публика долго аплодировала стоя, вызывая его на сцену много раз подряд.
| |