|
Тарифы Московской объединенной электросетевой компании могут пересчитать по указке контролирующих органов. Счетная палата выяснила, что предприятие направило на свою инвестиционную программу, проще говоря, на ремонт и обновление сетей, меньше средств, чем была должна.
Тему продолжит обозреватель радио «Вести ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: Разница - 3 миллиарда и 300 миллионов рублей, на которую в итоге и могут уменьшить тарифную выручку, получилась, поскольку в 2008 - 10 годах МОЭСК направляла заметную часть прибыли, полученной за счёт тарифов не на инвестпрограмму. Хотя тарифная выручка должна идти главным образом именно на эти цели. Объёмы программы за три года явно не соответствовали темпам роста тарифов, отмечают в Счётной палате. В материнской компании МОЭСК - холдинге МРСК, в свою очередь, пояснили, что хотя напрямую указанные средства на инвестиции не шли, по сути, они были потрачены на те же цели - компания направляла деньги на погашение кредитов, которые привлекались для финансирования инвестпрограммы 2007-8 годов. Комментирует аналитик финансовой группы БКС Ирина Филатова.
Филатова: Логика всё-таки, наверное, должна быть на стороне сетевой компании, так как до 2010 года МОЭСК не переходила на новую систему тарифного регулирования RAB, следовательно, все инвестиции не включались тариф. Соответственно, для реализации масштабной программы брались заёмные средства, которые и были выплачены за счёт тарифных источников. С 2011 года подобной проблемы в принципе не должно быть, так как компания ежегодно будет отчитываться регулятору о сделанных инвестициях.
Гурьянов: Указания были даны чёткие - тратить то, что сверх инфляции на инвестиционные цели не соглашается глава аналитического департамента инвестиционной группы «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский. Проблема в том, что не было прописано, как именно отчитываться о произведённых инвестициях, поэтому вероятно, что МОЭСК - это лишь верхушка айсберга, говорит эксперт.
Филатова: Была некая рекомендация, что тарифы, превышающие уровень инфляции, должны было идти строго на инвестиционные цели. Но хотя предписание было озвучено, каким образом его реализовывать, чётко не прописали. Если бы сейчас Счётная палата вот такую проверку по всей России провела, результаты были бы очень плачевными. В большинстве случаев этого просто никто не исполнял, и эти деньги, особенно в части сбытовых компаний, вообще непонятно куда могли идти. Собственно, они считались прибылью компаний.
Гурьянов: Окончательно вопрос о том, корректировать тарифы МОЭСК на те же 3 с лишним миллиарда или нет, решит Региональная энергетическая комиссия Москвы. Хотя в Счётной палате уже заявили, что её позицию разделяет Федеральная служба по тарифам. Впрочем, даже если решение будет принято не в пользу МОЭСК, на финансовых показателях компании это отразится не сильно, говорит Ирина Филатова из БКС.
Филатова: По итогам 2010 года МОЭСК получила выручку более 110 миллиардов рублей, соответственно, эти 3 миллиарда потенциального исключения в принципе не существенны для энергокомпании. Чистая прибыль составила по российским стандартам отчётности более 15 миллиардов рублей, соответственно, говорить о том, что каким-то образом МОЭСК пострадает от этого тарифного решения не приходится.
Гурьянов: Для потребителей решение также большой роли не сыграет - счета в целом уменьшатся менее чем на процент, подсчитали в «ВТБ Капитал». Очевидно, что эффект от планомерных проверок всего сектора может быть куда заметнее.
Электросетевые объекты, принадлежащие МОЭСК, находятся на территории Московской области и некоторых районов Москвы. Компания обслуживает около 17 миллионов человек.
| |