|
На 33 Московском Международном кинофестивале Россию в основном конкурсе представляет картина Сергея Лобана «Шапито-шоу». После 6-ти лет молчания на суд публики будет представлена новая работа режиссера, прославившегося в 2005 году «безбюджетным» фильмом «Пыль» с участием Петра Мамонова, также отмеченным на Московском фестивале.
«Шапито-шоу» - это причудливое музыкальное попурри из четырех переплетенных друг с другом историй, герои которых не стыдятся говорить о любви, дружбе, уважении. Накануне фестивальной премьеры картины корреспондентка ПрофиСинема встретилась с Сергеем Лобаном, чтобы поговорить о его фильме и других амбициозных проектах. Корреспондент: Ваш первый фильм «Пыль» был закончен в 2005 году. Почему второй выпускаете после такого большого перерыва, и сколько лет продлилась работа над фильмом «Шапито- шоу»? Сергей Лобан: Работа оказалась значительно более объемной, чем изначально предполагалось. Сценарий «Шапито-шоу» был готов еще тогда, когда мы участвовали в Московском фестивале с «Пылью». Первая версия сценария называлась «Отдохнуть по человечески». После многих переделок решили назвать его «Шапито-шоу». В общей сложности работа над фильмом проходила все эти 6 лет. Но был большой перерыв из-за финансового кризиса. И нам пришлось менять инвестора. Процесс также оказался достаточно трудоемким, потому что мы сделали фильм музыкальным. У нас герои танцуют и поют песни. Корреспондент: Успех «Пыли» облегчил Вам поиск инвестора? Сергей Лобан: Мы сначала, конечно, мечтали о государственных средствах, потому что они, на мой взгляд, дают возможность независимого существования. Ты не обязан ни перед кем отчитываться в творческом плане. Просто сдать в срок что-то наподобие фильма. Им важен сам факт наличия картины. И это единственная возможность быть независимым кинематографистом у нас в стране. Пытались получить бюджетное финансирование, доходили до каких-то финальных тендеров, но каждый раз находился кто-то, кого считали важнее профинансировать. Мы не ходили со сценарием по инвесторам. Компания «Миру мир» была первой, кому этот проект предложили. Основными инвесторами стали Александр Мамут и Александр Любимов. А Борис Юхананов был креативным продюсером в этой компании. Они хотели снимать артхаусные фильмы с перспективой мейнстрим-проката. Как сейчас говорят - артстрим. Им показалось, что наш проект соответствует этим параметрам. Корреспондент: В одном из интервью Вы сказали, что снимать артхаус глупо и бесперспективно, а мейнстрим стыдно. А как Вы сами считаете, получился ли у Вас артстрим? Сергей Лобан: Думаю, что получился. Хотя, это глупая, конечно, мысль, что мейнстрим снимать стыдно. Мне нравится работать в области поп-культуры. Это вообще самое интересное для художника, потому что ты взаимодействуешь с массовым сознанием. И это круто, если тебе удаются эксперименты в этой области. «Шапито-шоу», как мне кажется, получился очень зрительским фильмом. Корреспондент: То есть Вы не относите себя к тем режиссерам, которые самоуверенно заявляют, что снимают кино для себя и для таких, как они. Вам важно быть услышанным многими? Сергей Лобан: Конечно, важно. Но в нас нет ничего особенного. Мы не какие-нибудь гиперинтеллектуалы, пропагандирующие идеи, которые были бы слишком сложны для понимания. Проблемы, озвученные в «Шапито-шоу», близки и понятны большинству людей. Корреспондент: Какова, на Ваш взгляд, аудитория картины? Сергей Лобан: Достаточно широкая - от 15 до 60 лет. В фильме идет речь о человеческих взаимоотношениях. Он поделен на 4 части - «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество». Этими понятиями человеческие отношения по своей сути исчерпываются. Корреспондент: А почему у Вас получился такой большой метраж - 207 минут? Сергей Лобан: Дело в том, что это два самостоятельных фильма. И мы их будем прокатывать как два. И в каждом из этих фильмов по две новеллы, и они тоже самостоятельны. Все истории происходят одновременно, герои из одной новеллы пересекаются с другими, сцены из одной истории происходят на фоне сцен из другой. Фильм можно начинать смотреть с любой части. Но все вместе эти четыре истории, как пазл собираются в одну законченную картину. А чтобы ее не было тяжело смотреть на фестивале, мы сделаем антракт после завершения двух новелл, чтобы дать зрителю отдохнуть, перекусить, перекурить. И снова идти в зал. Мы совершенно не хотим насиловать публику. Корреспондент: Вы сказали, что начинали фильм с компанией «Миру мир», а с кем закончили? Сергей Лобан: С компанией Organic films. Картина снималась на частные средства компании. Корреспондент: Под какими брендами фильм выйдет в прокат? Сергей Лобан: Основной бренд - Organic films. Все права принадлежат этой компании. Но наше творческое объединение также фигурирует в титрах как компания «Свои2000». По договору мы получаем 50% от прибыли после того, как будут компенсированы затраты на производство. Корреспондент: Каков бюджет картины? Сергей Лобан: Изначально речь шла о $1,200 тысячах, но в итоге получилось что-то в районе $1,800. Бюджет не маленький, но нужно принимать во внимание, что на эти деньги мы сделали два фильма. Корреспондент: У Вас есть обязательства вернуть эти средства? Сергей Лобан: Таких обязательств нет. Organic films в принципе уже смирились с тем, что пустили деньги на ветер. Они настроены достаточно скептически. А нам кажется, что фильм при нужном подходе может собрать колоссальные суммы. «Пыль» при том, что мы тогда были почти никому не известны, собрала в одном кинотеатре $40 тысяч. Сумма феноменальная, учитывая то, что проекция шла с DVD. Пиар практически отсутствовал, кроме того, что фильм вошел в программу Московского фестиваля. Был также определенный интерес к Петру Мамонову, которого никто давно не видел. Но сработало, в основном, сарафанное радио. Корреспондент: Фильм снимался на HD камеры с оптическим адаптером под 35 мм. Удалось ли таким образом существенно сократить бюджет? Сергей Лобан: Во многом, да. Нам очень повезло, что появились камеры RED ONE - первые адекватные и дешевые камеры. В фильме очень много непрофессиональных актеров снималось. Мы делали нереальное количество дублей. Пленка в нашем случае была бы катастрофой. Мало того, с пленкой весь процесс нельзя контролировать, нужно ждать проявки. Это все усложняет. Корреспондент: Выходит, в перспективе Вы о пленке уже и не думаете? Сергей Лобан: Никто не думает. Пленка, вероятно, станет артефактом. Цифра очень скоро ее заменит. Недавно появилась цифровая камера ALEXA. Она великолепно снимает. У пленки есть зерно, очень живая картинка, но теоретически добиться такого же эффекта с цифрой на пост-продакшене уже возможно. Корреспондент: «Пыль» была выполнена в документальной стилистике, близкой «Догме». Вы добивались от актеров, чтобы они не играли. В «Шапито-шоу» Вы отошли от этого метода? Сергей Лобан: «Шапито-шоу» сделано абсолютно по-другому. Здесь все сцены построены, как цирковые номера. Одни в буквальном смысле - с песнями и танцами, а другие построены как смысловые аттракционы. Корреспондент: Как бы Вы определили жанр фильма? Сергей Лобан: Его можно назвать трагикомедией. Но каждая из четырех историй содержит в себе оттенки разных жанров. Первая история «Любовь» - это мелодрама. Новелла «Дружба» - молодежная комедия с примесью вестерна и индийских фильмов. История «Уважение», в которой участвует Петр Мамонов, - это психологическая драма с элементами триллера. А четвертая история «Сотрудничество» сделана в духе фильмов о рок-звездах. Корреспондент:
| |