Европа давно научилась зарабатывать на военно-историческом туризме. Фестивали униформистов приносят деньги в России, США и ЕС. Что мешает Крыму и Украине зарабатывать на собственной истории, почему немцы не одеваются в форму Красной армии и зачем у нас одевают форму вермахта - «Росбалту» рассказал глава Таврического центра военной истории Сергей Ченнык.
- Вся Европа давно уже научилась зарабатывать на собственной истории. Чуть ли не каждая деревня там организовывает исторические реконструкции, чтобы завлечь к себе туристов. В итоге самый популярный в Европе реконструкторско-туристический фестиваль по Первой мировой войне проводится в чешском городке Младеев - фестиваль «Блосдорф». На него ежегодно приезжает минимум 500 реконструкторов.
При этом в том же Младееве организаторы умудряются зарабатывать как на зрителях, так и на тех, кому не хватает адреналина. Там помогает организовывать фестиваль местная киностудия - и тем, кто хочет приехать, необязательно везти с собой оружие. Ты можешь приехать просто в форме и уже на месте под залог паспорта выбрать себе вооружение: пулемет Максим, трехлинейку или тот же манлихер. И там же на месте организована торговля холостыми боеприпасами. Хочешь - покупай обойму, хочешь - ящик. Бывает, на джипах ребята приезжают, берут себе «Максим», пару цинков с патронами - и отрываются на поле боя...
- И тем не менее, реконструкторы сами по себе - это ведь не источник заработка для фестиваля.
- Разумеется. Принцип любого мероприятия - реконструктор должен быть встречен, размещен и хотя бы минимально накормлен. Потому что главные деньги приносят зрители. Надо понимать, что на раскрученном фестивале соотношение туристов к униформистам может достигать как минимум 25 к 1. Поэтому небольшим считается мероприятие, куда приезжает до 200 человек. А те же 400-500 реконструкторов - это по европейским меркам - большой и мощный фестиваль.
- На фестивале зарабатывает бизнес и город. А как зарабатывают сами клубы реконструкторов?
- Есть пример самого крупного и раскрученного в мире фестиваля - американского Геттисберга. Там восстанавливают события гражданской войны в США. Геттисберг считается эталоном - на него съезжается до 25 тысяч человек. При этом из общего числа лишь треть собственно реконструкторы. Все остальные - это дрилл-туристы, от слова drill - «муштра».
Вот есть у них, например, клуб, реконструирующий 135-й нью-йорский пехотный полк. Их человек 40 и им нужны деньги на развитие. Они едут на Геттисберг - бесплатно, разумеется. Нам дают место, сено для лошадей и т.д. Они ставят drill-лагерь. С другой стороны есть туристы, которые приезжают и тоже хотят в этом всем поучаствовать. Они в программе находят drill-лагеря, смотрят - в одном из них готовы взять столько-то человек. Они платят деньги - за это им выдают униформу и оружие. И потом три дня их гоняют по программе новобранцев. Затем еще два дня идут сражения - со стрельбой и адреналином. Полное погружение в историю - довольны и туристы и реконструкторы. Причем Геттисберг идет от 7 до 10 дней.
- Исторический фестиваль - это обязательно стрельба и воссоздание боев?
- Не только. Вот, скажем, в Европе проводится фестиваль Каринтан - там шли бои с участием американских десантников. Каринтан интересен тем, что это самый технически подготовленный фестиваль. Со всей Европы туда слетаются раритетные самолеты «Дакота» - те самые, с которых десантировали американских солдат в годы войны. Только в 2008 году на фестиваль прилетело 12 таких машин. Приезжают ребята в форме американских десантников и прыгают с этих самолетов с парашютом. Потом они прямо в центре города реконструируют городские бои.
- Власти в Европе помогают униформистам?
- Конечно. Более того - там их поддерживает и регулярная армия. В Чехии на мероприятиях, посвященных окончанию Второй мировой, на улицы города заводят даже танки - для большей зрелищности. А на том же Ватерлоо бельгийская армия раздает униформистам солдатские пайки. В СНГ беда в том, что при наличии массы воинских частей договориться с ними о поддержке очень трудно.
- Какие исторические периоды вообще пользуются спросом у туристов?
- На первом месте по популярности остается наполеоника. На втором - тема Второй мировой войны. Ей «дышит в спину» стремительно растущая популярность Первой мировой. На четвертой позиции по популярности 17-18 век - т.н. «козаччина». Но на Украине реконструкторские фестивали пробуксовывают.
- Почему?
- Дело в том, что такие мероприятия строятся на трех китах. Помимо самих униформистов нужна поддержка городских властей, заинтересованных в подобном мероприятии. И нужно участие бизнеса, который сможет зарабатывать на приезде туристов. А у нас реконструкторы до сих пор чаще всего остаются сами по себе. При этом и наши власти, и наш бизнес желают засветиться и снять свои сливки на их фестивалях, ничего в них не вкладывая. Чего уж удивляться, что в результате униформисты, не получая никакой поддержки, нередко делают мероприятие в формате междусобойчика?
Из-за этой же укоренившейся практики отечественные реконструкторы, приезжая на фестиваль, заряжены не на европейский формат и масштаб, а настроены потусоваться, попить водки, подраться на поле боя - и разъехаться. Всё, что в этот момент вокруг них происходит, их не особенно волнует. Такой фестиваль обречен на провал.
Я помню, как меня поразили французы, приехавшие на фестиваль под Севастополь, на место Альминского сражения Крымской войны. Они не сидели возле палаток - если у них было свободное время, они строились и под барабанную дробь со знаменами начинали маршировать. Они привыкли к мысли, что едут себя «показать» - и они не ленились это делать.
Так что надо и властям не спускать в канализацию запал энтузиастов, и самим реконструкторам относиться к фестивалю не как к пьянке по интересам, а как к форме взаимовыгодного заработка - в том числе. Как минимум, униформист не должен возражать, когда к нему в лагерь приходят зрители.
- Но вот в России проходят же сегодня крупные униформистские фестивали, с большим числом туристов и участников.
- Да, хотя когда-то то же Бородино, собирающее сегодня несколько тысяч униформистов, начиналось с небольшой группы в 20 человек. Кстати, в Союзе историческая реконструкция зародилась в 80-е годы в среде офицеров группировки советских войск в Германии. Когда в 80-е годы европейцы начали проводить униформистские фестивали в Европе, одним из центров стал Лейпциг. Наши офицеры увидели все это и стали тем самым ядром энтузиастов, с которого мода пришла к нам. Потом именно они начали раскручивать Бородино. И с первоначальных 20-ти участников фестиваль вырос до 3500 активных реконструкторов.
- А кроме фестивалей, как в России сегодня еще зарабатывают на истории?
- Сейчас в России активно осваивают туры с т.н. «глубоким погружением в историю». Например, есть группа швейцарских туристов, желающих посмотреть поле Бородинского сражения. Они заказывают тур. Едет автобус, навстречу им выскакивает казачий разъезд, останавливает машину. Всех туристов «арестовывают», приводят в лагерь. В лагере - офицеры и солдаты, в форме, с полевыми кухнями, полностью соблюденным бытом и антуражем. Туристов сажают за стол, кормят гречневой кашей из деревянной посуды с деревянными же ложками, наливают водку из старинных бутылок и кувшинов. В итоге довольными остаются все.
В Ялте тоже уже начали осваивать аналогичные тематические туры. Например «гусарский» сценарий, для которого мои знакомые пошили мундиры и обмундирование. В них облачают туристов и те на лошадях едут по горным тропам южного берега. В Балаклаве - ночевка с гусарским ужином, вином, жженкой.
Все новости о путешествиях