|
Госдеп США выразил свою обеспокоенность преследованиями украинской оппозиции и впервые пообещал пристально следить за процессом по делу экс-премьера Юлии Тимошенко. Сама Тимошенко в субботу попросила суд отменить ей подписку о невыезде, чтобы позволить наведаться в провинции, а также за границу - в Литву.
В субботу в Печерском суде в Киеве продолжилось предварительное рассмотрение уголовного дела над экс-премьер-министром Украины Юлией Тимошенко, начатое накануне в пятницу. Тимошенко обвиняют в превышении власти и служебных полномочий во время заключения газовых контрактов с Россией в 2009 году.
Перед началом заседания около здания суда собрались митингующие в поддержку Юлии Тимошенко, так и ее противники. Власти, правда, еще заранее окружили суд грузовиками, не давая людям ближе подойти к помещению суда.
Позже один из участников митинга против Тимошенко признался в том, что он получает деньги за участие, сообщило УНИАН. По его словам, «сегодня нам дали по 270 грн». Кроме того, молодой человек сообщил уже в зале заседаний суда, что накануне участников акции собирали у памятника Тарасу Шевченко и отправляли дежурить в здание суда на всю ночь, пообещав при этом 200 грн. По его словам, все это организовано Партией регионов. Впрочем, доказательств в пользу своей версии он не привел.
Перед началом Тимошенко вновь заявила, что власть, прикрываясь ее делом о газовых соглашениях, «потихоньку начала процесс сдачи» украинской газотранспортной системы России.
По словам Тимошенко, они «тихонько» приняли решения, которым предусмотрели, что газотранспортная система из НАК «Нафтогаза» передается в управление другому предприятию («Укртрансгазу)». «Это означает, что начался процесс отбора у Украины собственности, которая стоит 150 млрд. долларов и которая является важной вещью для защиты наших стратегических интересов», - сказала она. При этом Тимошенко отметила, что именно поэтому власти лучше, чтобы оппозиция молчала или была в тюрьме.
В начале заседания защитник Тимошенко Сергей Власенко заявил ходатайство о возврате в Генеральную прокуратуру дела - для объединения с делами по обвинению бывшего первого заместителя председателя НАК «Нафтогаз Украины» Игоря Диденко, экс-председателя Государственной таможенной службы Анатолия Макаренко и других лиц, которые обвиняются в злоупотреблении служебным положением относительно растраты 11 млрд. куб. м природного газа, принадлежавшего компании «РосУкрЭнерго», передает УНИАН. Защита считает, что эти дела связаны с делом самой Тимошенко.
Тимошенко попыталась аргументировать ходатайство, но судья неоднократно ее перебивал. После чего экс-премьер вновь отвлеклась от процедуры суда и объявила о том, что власти планируют ее арестовать. «У меня есть информация, что уже планируется изменение меры пресечения на арест. Возможно, скоро это указание будет передано судье», - сказала Тимошенко.
По ком скучал «воронок»
В это время во дворе Печерского райсуда появился автобус с номером МВД, из которого вышло несколько десятков мужчин в гражданской одежде. Часть из них осталась в автобусе, другие вошли в здание.
Позже к зданию стянулось еще несколько спецавтомобилей для перевозки задержанных. Так, несколько автозаков разместили возле автобусов с работниками спецподразделений, которые блокировали митинг сторонников Тимошенко.
Сторонники Тимошенко восприняли эти действия как подготовку к аресту своего лидера. Напомним, что первый раз арестовать ее, по словам самой Тимошенко, власти пытались еще 24 мая.
В ходе вспыхнувшей акции протеста участники повредили три милицейских автобуса ПАЗ. Против них возбуждено уголовное дело. На данный момент задержаны 11 участников акции, которых опрашивают на предмет выяснения всех обстоятельств данного инцидента. Милиция просит граждан, находящихся в районе проведения акции возле Печерского суда, соблюдать правопорядок.
Через полтора часа после начала заседания суда Родион Киреев объявил перерыв, сославшись на перебои с электричеством, вызванные срочным ремонтом. Свет в здании действительно погас. «Это судье из администрации президента звонят», - парировала Тимошенко.
Уходу на перерыв предшествовала словесная перепалка между судьей и Юлией Тимошенко, которая пыталась объяснить связь одного из действующих членов правительства - главы СБУ Валерия Хорошковского с компанией «РосУкрЭнерго».
В частности Тимошенко заявила, что Хорошковский является бизнес-партнером Дмитрия Фирташа, основателя «РосУкрЭнерго». Используя свое служебное положение, по ее словам, глава спецслужбы защищает частные интересы компании в ущерб государственным.
Тимошенко добавила, что «РосУкрЭнерго» внес свою лепту в возникновение газового конфликта с Россией, поскольку компания отказывалась вовремя рассчитываться с россиянами за голубое топливо. Здесь речь идет о 1,7 млрд долларов, которые должна была выплатить Украина вместо «РУЭ».
Перерыв продлился не 10 минут, а целый час. Сами электрики отказались говорить, что они ремонтировали в Печерском суде.
После перерыва защита Тимошенко снова выступили в наступательном духе и потребовала возбудить уголовное дело против следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Александра Нечвоглода, ссылаясь на то, что в его действиях есть признаки преступления.
Власенко заявил, что, возбуждая уголовное дело против Тимошенко, следователь знал и осознавал, что в ее действиях, которые ей инкриминируются по этому уголовному делу, нет признаков преступления.
Якобы Нечвоглод имел официальное заключение Министерства юстиции о том, что директивы, данные Тимошенко на переговоры по газу в 2009 году, не могут рассматриваться как директивы правительства. Других данных, опровергающих это заключение, по утверждению Власенко, у него не было. Адвокат привел другие факты, которые, по его убеждению, свидетельствуют о добывании свидетельств незаконным путем. Защитник считает, что сыщик сфальсифицировал дело.
Через четыре часа после начала заседания Киреев снова объявил перерыв в заседании на 25 минут, на этот раз по просьбе адвоката Тимошенко. Как передает корреспондент, защитник попросил 30-минутный перерыв для того, чтобы «отобедать и на другие физиологические потребности».
Сначала судья отказал, ссылаясь, что перерыв в работе суда уже объявлялся, но Власенко заметил, что хотя этот перерыв и длился почти час, все находились в зале суда, поскольку официально он был объявлен лишь на 10 минут.
Депутат полез под колеса
В целом же атмосфера в зале суда была уже не столь напряженной, как накануне. Зато столкновения происходили рядом - на Крещатике, где милиция оттесняла от здания сторонников Тимошенко. ДепутатоКиевсовета от «БЮТ-Батькивщины» Александр Бригинец попытался помешать прибывшим на Крещатик автобусы с милиционерами, которые должны были разогнать митингующих.
По словам Бригинца, один из автобусов собирался перекрыть автомобиль, который обеспечивал качественную трансляцию речей с митинга на всю улицу. «Я и еще несколько депутатов попытались остановить этот автобус, и потому я стал под колеса», - сказал депутат.
Депутат лег на мостовую. По его словам, автобус остановился от него на расстоянии 1-2 см. После этого, сказал Бригинец, шесть спецназовцев схватили его за руки и за ноги и оттащили от автобуса.
Тем временем в зале суда после перерыва Власенко попросил суд разрешить Тимошенко в ближайшие дни и недели выехать по делам во Львовскую, Луганскую и Волынскую области, а также за рубеж - в Вильнюс. Представители прокуратуры назвали в ответ это нецелесообразным, поскольку в это время могут проходить судебные заседания.
Тем временем стало известно о том, что власти США накануне выпустили заявление, в котором выразили впервые свою обеспокоенность преследованиями украинской оппозиции и пообещал пристально следить за процессом по делу Тимошенко. Не случайно накануне, на первом заседании, в суде присутствовала группа западных дипломатов.
«Соединенным Штатам Америки известно о начале судебного процесса против бывшего премьера Юлии Тимошенко, из-за чего необходимо повторить о нашей обеспокоенности по поводу преследований лидеров оппозиции Украины, которые имеют признаки политической мотивации», - цитирует появившееся накануне заявление Госдепа газета Kyiv Post.
По мнению Вашингтона, создается впечатление о наличии политической подоплеки в этих преследованиях: «Когда высшее руководство оппозиции является объектом преследований, которые нельзя сравнить по размаху с теми, которые происходят по отношении к другим политикам, это создает впечатление о наличии политических мотивов».
| |