|
«Четырежды» - хит артхаусного кино этого сезона. В фильме рассказывается жизнь 90-летнего пастуха, который ежедневно приходит в церковь за пылью, собранной в ней.
«Четырежды» - хит артхаусного кино этого сезона. В фильме рассказывается жизнь 90-летнего пастуха, который ежедневно приходит в церковь за пылью, собранной в ней. Подробнее о фильме расскажет Антон Долин в рубрике «Кино» на радио «Вести ФМ».
«Четырежды» - один из главных хитов, если так можно выразиться, радикального артхаусного кино этого сезона. Фильм итальянского режиссера Микеланджело Фраммартино (вслушайтесь в имя и фамилию: они звучат как музыка!) был впервые показан в Каннах-2010, в рамках параллельной программы «Двухнедельник режиссеров», где получил поощрительный приз от международной сети кинотеатров «Европа-Синемас», а минувшей осенью участвовал в конкурсе московского смотра молодежного авторского кино 2morrow, где получил от жюри Сергея Лозницы Гран-при. Сам Фраммартино - автор молодой, архитектор по первой профессии, несколько лет экспериментировавший с видеоартом; «Четырежды» - второй его художественный фильм.
Вот только фильм ли это вообще? У неискушенного зрителя в этом могут возникнуть сомнения. А если фильм, то какой? Авангардный, традиционный, видовой, сюжетный или бессюжетный, игровой или документальный? Однозначного ответа на эти вопросы нет и не будет - по меньшей мере, от автора, который выступает за предельную свободу зрителя в вопросах интерпретации. Мы долго наблюдаем за буднями пожилого, 90-летнего пастуха: с утра он выводит стадо коз на горные пастбища Калабрии, вечером возвращается домой, непременно заходит в церковь, там, в обмен на бутылку козьего молока, старушка-уборщица даст ему щепоть собранной в церкви пыли, а этим своеобразным снадобьем пастух лечит свою болезнь... кажется, туберкулез.
Однажды план срывается, старик остается без чудесного лекарства и наутро умирает. Но путешествие продолжается, как и фильм: теперь в фокусе внимания - козленок, родившийся на свет в момент смерти старика, а следом эстафета переходит к дереву - величественной пихте, которую деревенские жители срубают для участия в празднике, и далее - к древесному углю, в который обращается пихта. Круг завершен, путь невидимой души - очевидно, главного героя фильма - тоже.
«Четырежды» - завораживающий каждым кадром, временами и местами виртуозный, а потом вновь безыскусный фильм о самом главном: жизни и смерти. Здесь не произнесено ни единого слова - все понятно и без того. Здесь нет актеров - кроме, пожалуй, дрессированной пастушьей собаки, отыгрывающей гигантскую сцену с участием внушительной массовки, стада коз и грузовика, снятую единым планом. Это, возможно, кино будущего, но слишком уж оно пропитано архаикой, которой в древней Калабрии, носке итальянского сапога, дышит каждый камень. Ближайший сюжетный аналог - рассказ Льва Николаевича Толстого «Три смерти», ближайшая визуальная параллель - итальянское арте повера, сейчас, кстати, выставленное в Москве, в бывшем Доме фотографии: есть там и шатры знаменитого Марио Мерца, так напоминающие о древнем методе заготовки угля, показанном в картине Фраммартино. Говоря короче, это кино, подобного которому вы не видели, а уж усмотрите вы в этом бессмертное откровение или претенциозную нудятину - дело вашего собственного вкуса, взгляда и выбора.
| |