|
В 1931 году авиаконструктор Игорь Сикорский получил патент на изобретение первого вертолёта. Однако исторический обозреватель радио «Вести ФМ» Андрей Светенко считает, что первенство в изобретении вертикально взлетающего аппарата принадлежит не ему.
В 1931 году авиаконструктор Игорь Сикорский получил патент на изобретение первого вертолёта. Однако исторический обозреватель радио «Вести ФМ» Андрей Светенко считает, что первенство в изобретении вертикально взлетающего аппарата принадлежит не ему.
В этот день ровно 80 лет назад - в 1931 году - авиаконструктор Игорь Сикорский получил патент на изобретение первого вертолета. Приятно осознавать, что первенство в создании принципиально нового транспортного средства принадлежит нашему соотечественнику, без преувеличений великому русскому инженеру-конструктору Игорю Сикорскому. Ложкой дегтя в этой бочке меда патриотических чувств может быть только то, что признание пришло к нему в Соединенных Штатах Америки, где он, уехав в эмиграцию после Октябрьского переворота, стал признанным и вполне успешным авиастроителем.
Но, справедливости ради, уточним. Во-первых, речь идет о конкретной модели VS-300, вертолет Сикорского, которая в серийное производство пойдет спустя почти десять лет - в 1942 году.
На самом деле Игорь Иванович Сикорский свою первую модель автожира или геликоптера, или вертолета создал еще в России, еще до начала Первой мировой войны. И строго говоря, первенство в изобретении вертикально взлетающего аппарата принадлежит не ему.
Вообще, если уж искать истоки и самое начало, то надо назвать имя Леонардо да Винчи. Этот удивительный и загадочный человек, явно опередивший свое время, составил первый чертеж вертолета еще в 1475 году. В России Михайло Васильевич Ломоносов в 1754 «показал изобретенную им машину, называемую им аэродинамической, которая, поднимаясь кверху сама, могла поднять с собою термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине».
Первый в современной истории вертикальный полет на вертолете состоялся в августе 1907 года. Это была машина, построенная братьями Луи и Жаком Бреге. Правда, полет длился всего одну минуту, и поднялись братья на высоту микроскопическую - полметра, - поэтому полноценным настоящим полетом это, конечно, назвать нельзя.
Вообще, с изобретением вертолета человечество явно запоздало. Интерес, внимание и готовность тратить деньги на создание вертолета в первую треть ХХ века поражают, в смысле их отсутствие у сильных мира сего (конструкторы не в счет). Ни Германия, ни США, ни Советский Союз в своих военных приготовлениях накануне Второй мировой войны ставки на создание вертолётов так и не сделали. Если что и было (у нас это ОКБ Братухина, у немцев - фирма «Флеттнер», в Америке - Сикорский и компания «Белл»), все оставалось на стадии опытных разработок, пущенных в ход уже после 1945 года. Поэтому и как боевое средство, и как обычный транспорт вертолет - очевидный символ современности.
| |