|
33 ММКФ в самом разгаре: жюри смотрит конкурсные ленты, зрители штурмуют кинотеатр «Октябрь». В воскресенье, 26 июня 2011 года на кинофестивале говорили о будущем России глазами Владимира Сорокина и Александра Зельдовича, ситуации в болгарском кинематографе и кинематографичности Грузии.
Одним из главных событий дня стала пресс-конференция фильма «Мишень» из внеконкурсной программы «Гала-премьеры». Картину представляли режиссер Александр Зельдович, сценарист и писатель Владимир Сорокин, исполнительница одной из главных ролей Джастин Уодделл, актриса Нина Лощинина и оператор Александр Ильховский. «Мишень» - фантастический фильм про Россию через 10 лет, о том, как поменяется общество, и какие угрозы встанут перед нашей страной. Это уже вторая совместная работа Зельдовича и Сорокина. Для начала ведущий пресс-конференции Петр Шепотинник спросил, что больше в этом футуристическом фильме - настоящего или будущего. Сценарист Владимир Сорокин решил отшутиться и привел сухие цифры: «68 с половиной процентов - будущее, 31 с половиной - настоящее». Режиссер Александр Зельдович был склонен согласиться с коллегой. Обсудили и жанр фильма - утопия или антиутопия. И здесь Сорокин не обошелся без иронии: «Четыре года назад, когда я писал сценарий, на языке вертелось слово "антиутопия", но сейчас все больше кажется, что во многом это все же получилась утопия, причем довольно романтическая. Более того, пройдет время, а романтизм будет звучать все больше и больше, помимо нашей воли». При этом сценарист и режиссер полагают, что фильме очень много иронии и цинизма. В результате жанр «Мишени» описали как ироничная утопия. Как сказал оператор картины Александр Ильховский, его главной задачей при съемках было достигнуть незаметного использования компьютерных технологий. «Главное, чтобы эффект был достигнут, а зритель даже не понял, что это была компьютерная графика», - добавил он. Южноафриканская актриса Уолделл, когда приехала на съемки в Россию ни слова не знала по-русски, но буквально за месяц выучила все реплики, в результате, ее даже не пришлось переозвучивать. «Меня этот сценарий сразу зацепил. Обычно я их пролистываю за час-полтора. Этот читала все три часа. Он меня очень вдохновил. Я сразу согласилась», - призналась актриса. После пресс-конференции съемочная бригада пошла готовиться к премьере в кинотеатр «Октябрь». Из Основного конкурса утром представляли румыно-венгерский фильм «Возвращение». О нем в «Художественном» рассказывали режиссер Юдит Элек и актриса Кэтлин Гати. Картина поднимает тему последствий Холокоста, довольно тяжелую для всей Европы. Этот вопрос волновал режиссера всю жизнь. «Общество не желает взглянуть в лицо этой проблеме. Ведь все уже забыли, что наши страны стали союзниками Гитлера. Неудобные и неприятные факты из истории предпочитают забывать. Я приступила к съемкам этого кино, так как полагаю, что кинематограф должен учить правильно рефлексировать историю. Но этот взгляд будет очень болезненным, не все к этому готовы». При этом режиссер добавила, что выступает не только против фашизма, но против любого вида диктатуры, в том числе диктатуры советской власти. Юдит всегда устраивала оппозиционные выходки, за что на протяжении 10 лет во времена социалистического лагеря ей запрещали снимать фильмы. Но даже в таких условиях госпожа Элек не опускала руки, а снимала дальше, правда уже документальное кино. Каждый ее фильм - это манифест против диктатуры, тоталитаризма и подавления человеческой воли. Принципы режиссера непоколебимы: «В жизни, конечно, нужно уметь прощать, но только не убийцам. Прощать нужно невольных рабов системы, у которых не хватило сил вырваться из диктатуры». Фильм «Возвращение» оказался весьма кстати к 70-летию со дня начала Великой Отечественной Войны. «Кеды» - еще один восточноевропейский фильм, который представлен в Основном конкурсе. Поговорить о картине из Болгарии в «Художественный» съехалась съемочная бригада: режиссеры Иван Владимиров и Валерий Йорданов, актеры Филипп Аврамов, Иво Араков, Ина Николова, продюсеры Галина Тонева и Кирил Кирилов. «В картине меня заинтересовали проблемы молодого поколения, которые в последнее время чаще звучат с экранов всего мира. Мне тоже захотелось высказаться. Мне интересно, как веду себя молодые люди, которые бунтуют и бросают вызов старшему поколению и приличиям», - признался режиссер. «Кеды» - наглядный представитель нового молодого болгарского кино. Как призналась продюсер фильма Галина Тонева, сегодня киноиндустрия Болгарии находится в удручающем состоянии, законы о киноиндустрии в стране не соблюдаются, кино снимают редко (не больше 12 фильмов в год), деньги практически отсутствуют, а конкуренция бешеная. В данном случае изыскали европейские источники финансирования проекта, но это большая редкость для Болгарии. Что касается актерского состава, то, несмотря на молодость и отсутствие опыта, с задачей, по признанию режиссеров, они справились практически идеально: «съемки шли как по маслу, ребята выполняли все требования с полуслова, мы снимали с одного-двух дублей, поэтому часть пленки даже осталась». По мнению самих актеров, так вышло, потому что никто из них не играл, они старались вести себя максимально естественно в этом фильме. Может быть поэтому «Кеды» получились такими искренними и непринужденными. Российский фильм «БАгИ» из второго по значимости конкурса «Перспективы» в «Художественном» представляли режиссер Андрей Богатырев, актер Евгений Корельских и актриса Елена Бирюкова. Естественно, не обошлось на пресс-конференции без прояснения названия. «Баги» - слово, заимствованное из компьютерной лексики, которое означает «сбой или ошибку в системе». Про это же только по отношению к нашей современной жизни и снял свой фильм Андрей Богатырев. «Этот фильм - высказывание по поводу моего поколения, о том, как мы сейчас живем. Я пытаюсь разобраться, есть ли какие-нибудь принципы у современных молодых или нет. Это попытка заставить наше общество посмотреть в зеркало», - рассказал о своих мотивах режиссер. Как оказалось, снимая картину, Богатырев пришел к неутешительным выводам: выхода для этих молодых людей он не находит, хотя и пытается, а у молодежи констатирует отсутствие духовных ценностей и хороших устремлений, а вместо этого видит в них лишь стремление к наживе. Исполнитель одной из главных ролей в «БАгИ» Евгений Корельский, который оказался бывшим педагогом актерского мастерства у Андрея Богатырева, поддержал своего ученика: «Я, конечно, верю в хорошее, несмотря на удручающую действительность, но ситуация пугает. Мы потеряли внутреннюю моральную составляющую, духовные ценности. Власть золотого тельца уже накрыла всё и вся, оказывается, без внутреннего стержня все хорошо справляются. Но это же катастрофа». Актриса Елена Бирюкова тоже оказалась довольна своей работой и даже призналась: «За последние семь лет это первая роль, которая принесла мне настоящее актерское удовольствие». Теперь создатели фильма «БАгИ» надеются, что он принесет удовольствие и зрителю. В воскресенье представили очередной фильм из документального конкурса - «Рамин». В «Художественном» за него отвечали режиссер Андрюс Стонис и сценарист Гиви Одишария. «Рамин» - это история путешествия бывшего чемпиона по вольной борьбе из Грузии, который был известен под псевдонимом «Фантомас». Как оказалось, фильм стал результатом копродукции трех стран: режиссер из Латвии, сценарист и место съемок - грузинские, а продюсер из Литвы. Для Андоюса Стониса - это уже вторая картина про Грузию, первая документалка была про грузина, который живет в Вильнюсе. Именно тогда режиссер влюбился в эту страну и при первой возможности поехал в Тбилиси снимать второй фильм. «Грузия - очень кинематографическая страна, здесь снимать очень легко и просто. Кино там создается само по себе, не надо даже прикладывать никаких усилий», - поделился своими впечатлениями латышский режиссер. А грузинский сценарист порадовался за то, что жители Прибалтики так полюбили его родину. Он хотел рассказать об истории именно этого человека, потому что Гиви привлек его характер, харизма и целеустремленность. Сценариста всегда интересовали сильные личности, которые не теряют самообладания даже на закате своего жизненного пути. При этом снимать главного героя - бывшего успешного спортсмена - было очень сложно. «Ведь он видел, что его снимают, и потому хотел выглядеть на камере всегда чемпионом. Ходил такой подтянутый, зажатый поначалу, ни шага влево, ни шага вправо. Но после того как он привык к камере, маска упала - и вот здесь все пошло идеально, все уже снималось само собой», - поделился рабочими моментами господин Стонис. Но после «Рамина» творческая группа не готова покидать Грузию и в ближайших планах режиссера и сценариста - документальное кино про влияние Пиросмани на современную жизнь.
| |