|
МОСКВА, 27 июн - РАПСИ, Анна Шубина. Московский окружной военный суд приговорил бывшего офицера Службы внешней разведки (СВР) Александра Потеева, обвиненного в выдаче властям США в прошлом году группы российских агентов-нелегалов, к максимальному наказанию - 25 годам колонии строгого режима. Приговор заочный - Потеев еще год назад скрылся за границей, и с тех пор про него ничего не известно.
Так называемый «шпионский скандал» разгорелся летом прошлого года, после того, как десять человек, большинство из которых граждане РФ, были в конце июня задержаны в США по подозрению в причастности к российскому разведсообществу. Еще одному человеку, задержанному по данному делу на Кипре, удалось скрыться. В июле признавших свою вину в американских судах российских агентов-нелегалов обменяли на четверых россиян, осужденных ранее в РФ за шпионаж в пользу иностранных спецслужб. Источник в одной из российских спецслужб через какое-то время сообщил, что виновником провала разведгруппы является сбежавший в США полковник СВР.
Без корыстных мотивов
В ходе следствия Потееву вменялось то, что он предавал российских нелегалов из корыстных мотивов, однако суд в приговоре данную квалификацию его действий исключил, не объяснив, при этом, по каким причинам. Согласно решению суда, бывший офицер СВР за свой десятилетний «труд» вознаграждения не получал.
Коллегия из трех судей квалифицировала его действия по статье 275 УК РФ (государственная измена в форме выдачи государственной тайны) и статье 338 УК РФ (дезертирство). По совокупности предъявленных обвинений Потев заочно приговорен к 25 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Это максимальное наказание, которое суд мог назначить по одному приговору за преступления, санкция которых не предусматривает пожизненного лишения свободы. Кроме того, Потееву назначено дополнительное наказание - его лишили воинского звания полковника и государственных наград: Ордена Красного знамени и юбилейных медалей. Также суд наложил на него штраф в размере его годового довольствия.
Процесс проходил в заочном режиме - без участия подсудимого. Суд посчитал это оправданным, пояснив в начале приговора, что, поскольку Потеев не воспользовался возможностью защищать себя лично, то заочный процесс с участием адвоката по назначению суда не противоречит требованиям законодательства и не нарушает презумпцию невиновности.
Поскольку данное уголовное дело поступило в суд под грифом «секретно», то оно рассматривалось в закрытом режиме, и журналистов пустили только на оглашение приговора. Как правило, при закрытом судебном следствии суд оглашает только резолютивную часть приговора, в которой указывается назначенное наказание. Однако в данном случае, вопреки практике, приговор был оглашен полностью - с мотивировочной частью и описанием доказательств и показаний свидетелей. Единственным ограничением стало то, что имена действующих сотрудников СВР и связанных с ними людей не назывались полностью, а обозначались одной буквой.
Десять лет безупречной службы на ЦРУ
«Суд установил, что Потеев выдал США группу работавших там разведчиков-нелегалов», - начал судья зачитывать приговор. Он пояснил, что по роду службы офицер имел доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, в том числе о составе агентурного контингента, осуществляющего разведывательную деятельность за рубежом. Как установил суд, Потеев был осведомлен о всех оперативных мероприятиях отдела, целях и задачах нелегалов, со многими из которых встречался лично, а также о методах их финансирования и связи с центром.
В приговоре подчеркивалось, что Потеев начал выдавать секретную информацию более десяти лет назад, начиная с 1999-2000 годов, то есть с того времени, как получил к ней доступ. Иностранным спецслужбам были переданы даже копии оперативных дел разведчиков, шифры переписки, данные о лицах, оказывавших СВР конфиденциальное содействие. В результате ЦРУ длительное время контролировало российских агентов, не пресекая их деятельности, но ограничивая исполнение поставленных перед ними задач и целей, в результате чего их работа была малорезультативной при отсутствии явных ошибок.
Провал разведчиков на совести Потеева
Свидетелями по делу выступили многие герои шпионского скандала, разразившегося прошлым летом. В частности, в приговоре были процитированы показания Анны Чапман, данные ею в суде. Она, так же как и другие выданные агенты, винит в своем провале Потеева.
В суде Чапман рассказала, что полной информацией о ее подготовке и деятельности в США обладали только ее куратор и Потеев. Связь с ней осуществлялась через родителей или консульство, однако был предусмотрен экстренный способ связи по телефону. Согласно ее показаниям, для такой связи был предусмотрен пароль «Илья Фабричников». Предполагалось, что агент должен безусловно следовать указаниям человека, представившегося таким именем.
Чампан рассказала в суде, как незадолго до ареста ей позвонил человек, назвавший пароль, и попросил о личной встрече. На встрече он дал понять, что знаком с материалами ее личного дела, психологическим портретом и передал ей паспорт, который она должна была отдать другому агенту. Однако Чапаман, по ее словам, поняла, что это в отношении нее осуществляется провокация, направленная на то, чтобы получить документальные подтверждения ее шпионской деятельности. В итоге в одном из отдаленных районов Нью-Йорка она купила новый мобильный телефон и связалась со своим куратором, которому «эзоповым языком» рассказала о произошедшем. Тот подтвердил ее сомнения, пояснив, что таких заданий для нее не поступало. Тогда же разведчица обнаружила наружное наблюдение и вскоре была арестована. В своих показаниях она отметила, что после допроса сотрудниками ЦРУ поняла, что о ее деятельности было известно с первых дней работы, говорится в приговоре.
Кроме того, в приговоре представлена история семейной пары агентов, которая работала в США и обладала связями на самом высоком уровне. В суде они рассказали, что планировался их перевод из Бостона в Вашингтон, однако Потеев пытался отговорить их, мотивируя это бытовыми сложностями переезда. Агенты были задержаны в день 20-летия своего старшего сына, которого в ближайшее время планировалось посвятить в работу родителей.
В их показаниях отмечалось, что некоторые агенты замечали оперативное наблюдение во время выполнения заданий, провокации и другие свидетельства того, что они могут быть раскрыты. Обо всем этом они докладывали Потееву, однако дальше него эти сведения не шли, и соответствующие проверки не проводились. Особое внимание в приговоре уделялось испытаниям новой программы радиосвязи между агентами, которая закончилась провалом из-за того, что сведения о ней были сообщены американским спецслужбам.
Приговор цитирует показания агентов-нелегалов о том, что они «были поражены тем объемом информации, которым обладали спецслужбы США об их деятельности». По их словам, в распоряжении американской разведки оказались шифры, оперативные дела, отрывки переписки, сведения о целях и задачах их работы. По их словам, такая информация не передавалась по каналам связи, поэтому перехватить ее иностранные спецслужбы не могли. В распоряжении ЦРУ такие данные могли оказаться только в результате предательства. Все допрошенные, согласно приговору, были уверены, что причиной провала явилось предательство Потеева.
Российские разведчики были арестованы в США в июне 2010, им были предъявлены обвинения в преступном сговоре с целью ведения деятельности в качестве незарегистрированных агентов иностранного правительства. После консультаций с допущенным к ним сотрудником СВР они признали свою вину и согласились на немедленную депортацию на родину. В начале июля они были обменены в венском аэропорту на четверых других россиян, осужденных ранее в РФ за шпионаж и выданных теперь Западу - ученого Игоря Сутягина, Геннадия Василенко, Сергея Скрипаля и Александра Запорожского.
Позже стало известно о том, что власти США выслали - на основании нарушения им иммиграционного законодательства - еще одного предполагаемого «агента» РФ.
Урегулированием ситуации занимались на самом высоком уровне. Как заявил высокопоставленный источник в Кремле, возвращение граждан РФ на родину удалось организовать быстро, технологично и без осложнений «благодаря сложившемуся новому духу российско-американских отношений, высокому уровню взаимопонимания и доверия между президентами двух стран».
В приговоре подчеркивалось, что в результате действий Потеева некоторые агенты были вынуждены бежать из США еще до задержания из-за провокаций и попыток перевербовки.
Дезертирство в новую жизнь
По эпизоду дезертирства Потеева ключевым свидетелем стала его жена. Как отмечается в приговоре, полковник в связи с плохим самочувствием отпросился с совещания и покинул здание СВР. Свои удостоверения, пропуска и печати он оставил дома.
Жене он рассказал, что отправляется в командировку в Белоруссию, а на следующий день прислал ей смс-сообщение: «Мэри, постарайся принять эту новость спокойно, я уезжаю не в командировку, а навсегда. Я этого не хотел, но так получилось. Я начну жизнь сначала. Детям буду оказывать помощь, если они ее примут, пожалуйста не настраивай их против меня».
По словам Потеевой, это было последнее известие о судьбе супруга. Адвокат осужденного Андрей Кучеров рассказал журналистам, что супруга его подзащитного считает мужа невиновным и не верит, что он мог выдать секретную информацию спецслужбам другой страны. В настоящее время Потеева также готовится выехать в США.
Согласно материалам дела, из Белоруссии Потеев перебрался на Украину, а оттуда был переправлен сотрудниками ЦРУ сначала в Германию, а затем в США. При этом он пользовался поддельным паспортом на имя Дудочкина. Дудочкин был допрошен в суде и рассказал, что свой паспорт никогда не терял. Однако, по его словам, в 2009 году он передавал паспорт в посольство США для оформления визы.
В приговоре говорится, что посольство США оставило без ответа российскую ноту с требованием сообщить сведения, о том, находится ли Потеев на территории этого государства.
Потееву предстоит Верховный суд
Участвовавший в рассмотрении дела представитель прокуратуры Владимир Харитонов сообщил журналистам, что обвинение довольно вынесенным Потееву приговором.
В свою очередь адвокат осужденного Андрей Кучеров сообщил, что намерен добиваться его смягчения, так как считает назначенное наказание чрезмерно суровым. В то же время он не стал пояснять доводы своей будущей кассационной жалобы в вышестоящую инстанцию - Военную коллегию Верховного суда РФ, - поскольку намерен ссылаться на документы, составляющие государственную тайну.
Адвокат пояснил, что никогда не выходил на связь с Потеевым, но общался с его супругой, которая настаивает на невиновности мужа. В Службе внешней разведки комментировавать решение суда в отношении Потеева отказались. «Мы решение суда не комментируем», - сказал РИА Новости официальный представитель СВР Сергей Иванов.
В то же время, один из ветеранов СВР - кадровый разведчик - высказал мнение, что решение суда по делу Потеева абсолютно справедливое. «К сожалению, в жизни приходится сталкиваться с предательством. Такие случаи известны, Потеев должен нести наказание за свои деяния», - сказал собеседник агентства.
Премьер-министр РФ Владимир Путин в июле 2010 года сказал, что провал - «это результат предательства, а предатели всегда плохо кончают». Глава СВР Михаил Фрадков в декабре 2010 года отметил, что «сегодня не может говорить о конкретных аспектах этой истории», но подчеркнул, что «неудачи случаются у всех спецслужб мира».
| |