|
Японские амадины продемонстрировали наличие грамматических правил в своих песнях.
Есть ли в птичьем языке грамматические правила? - По-видимому, да, если верить работе японских исследователей из Киотского университета. Правда, теми, кто продемонстрировали знание синтаксиса, оказались не «продвинутые» попугаи и вороны, а японские амадины.
Звуки чужой песни вызывают у амадин бурную реакцию: вторгнувшемуся на не свою территорию адресуется ответная песня. Такое поведение было использовано учёными, чтобы выяснить, подчиняются ли птичьи песни каким-либо грамматическим правилам. Сначала амадинам проигрывали незнакомые песни до тех пор, пока они не привыкали к ним. После этого исследователи переставляли звуки в каждой из уже прослушанных трелей и вновь прокручивали их пернатым.
Три из четырёх «ремиксов» амадины выслушивали спокойно, но одна из записей внезапно вызвала у них бурные ответные эмоции. Такую реакцию на знакомую песню, ставшую вдруг чужой, проявляли 90% подопытных амадин.
По словам исследователей, это говорит о том, что у птиц существуют определённые правила, по которым они выстраивают звуки в своих трелях, и они являются общими для всех птиц, живущих вместе. При этом «грамматика» не наследуется: птицы, выросшие без контактов с сородичами, никак не реагировали на «неправильную» песню, но после двухнедельного общения с другими амадинами начинали её узнавать. Кроме того, оказалось возможным приучить их к «неправильному языку», прокручивая им изменённую версию песни. Потом такие особи начинали реагировать на нормальные, природные трели как на непривычные, нарушающие синтаксические правила.
Способность птиц отличать правильную песню от неправильной оказалась сосредоточенной в зоне мозга под названием anterior nidopallium; ей можно поставить в соответствие центр Брока в мозгу человека, который активируется, когда мы слышим грамматически неверное высказывание. Разрушение этой зоны у птиц с помощью медикаментов приводило к неспособности узнавать «неправильную грамматику» в песнях.
Результаты описываемой работы опубликованы в журнале Nature Neuroscience.
Несмотря на то что многие из животных (собаки, попугаи, обезьяны) способны узнавать человеческие слова, соотносимые с конкретными объектами, и могут имитировать языковые структуры, только амадины и ещё некоторые киты демонстрируют наличие собственной грамматической системы. Тем не менее нельзя исключать, что это лишь первые случаи подобного рода, а в будущем число «птичьих» и «звериных» языков только увеличится.
| |