|
Сегодня вечером станут известны итоги санкт-петербургской части конкурса имени Чайковского
Однако в объективности результатов соревнования вокалистов, которым особенно дорожит президент конкурса Валерий Гергиев, у «Труда» есть серьезные основания сомневаться.
Поначалу на соревновании певцов ничто не предвещало бури. Картина складывалась малоинтересная - львиную долю участников составили россияне и украинцы, так или иначе аффилированные либо с ведущими театрами России, либо с кем-то из членов жюри. К середине конкурса интрига все-таки возникла: стало понятно, что фактически погоду делают яркие выступления двух баритонов из Монголии, Чимэна Энхтайвана и Амартувшина Энхбата. Оба исполнителя продемонстрировали талант, музыкальность и сокрушительной силы артистизм. А вот полки россиян, несмотря численное преимущество, были разгромлены в пух и прах. В числе восьми финалистов оказались лишь трое наших соотечественников - тенор Алексей Татаринцев и два сопрано: Ангелина Никитченко и Елена Гусева. Тем более труднообъяснимым выглядит решение жюри не допустить в финал самую яркую российскую вокалистку, сопрано Ольгу Пудову, солистку Академии молодых певцов Мариинского театра.
Эта исполнительница, казалось, волновалась меньше остальных, что, впрочем, неудивительно: Пудова проснулась знаменитой после участия в спектакле «Адская комедия» с участием звезды Голливуда Джона Малковича на фестивале «Звезды белых ночей-2010», где с блеском исполняла барочные арии. И сейчас она уверенно блеснула колоратурой, очаровала яркостью тембра, свободой и задором исполнения, безупречностью фразировок. «Ольга Пудова произвела настоящий фурор, - говорит известный петербургский музыкальный критик Владимир Дудин. - Это был триумф колоратурного сопрано с выразительными фиоритурами и волшебным регистром. С другой стороны, Ангелина Никитченко была настолько невыразительной, что у меня вызывало много вопросов решение жюри допустить ее даже во второй тур».
Что уж говорить о разочаровании публики, встретившей пение Пудовой бурными овациями - которые, кстати, на нынешнем вокальном конкурсе были в дефиците.
Выход в финал двух баритонов из Монголии был предсказуемым. В целом же международная составляющая вокальной части конкурса оказалась не в пример слабее, чем в конкурсах инструменталистов. Единственная певица из Европы - французское меццо-сопрано Од Экстремо - покинула Санкт-Петербург уже после первого тура. Таланты канадского сопрано Янник-Мюриэль Ноа также не получили достойной оценки жюри, а это значит, что и североамериканцам на нынешнем конкурсе ловить теперь нечего - по той простой причине, что их также там больше не осталось.
На вопрос, почему так случилось, существуют два возможных ответа: либо европейские и североамериканские певцы были отсеяны в результате предварительного отбора, либо исполнители из этих стран конкурс и вовсе проигнорировали.
Распространена точка зрения, что для иностранных певцов факторами «против» является необходимость подготовки русской программы, а значит, пения на русском языке; дальность расстояния и визовый вопрос. Однако же эти обстоятельства не смутили в свое время американку Дебору Войт, с триумфа которой на конкурсе Чайковского в 1990 году началось ее победное шествие по ведущим сценам мира. Очевидно, дело все-таки в репутации самого конкурса, в непредвзятости которого молодые зарубежные музыканты, похоже, в последние годы сомневаются.
Что же до россиян, то, к сожалению, невысокий уровень подготовки некоторых участников вызвал предположения, что кое-кто из них получил место в финале не без протекции влиятельных членов жюри, многие из которых, к слову, находятся между собой в отношениях, близких к дружеским. «Пилоколоратура» - такое нелестное прозвище получила от присутствовавших в зале критиков одна из российских конкурсанток. Выступления еще одной представительницы России не выдержала легендарная румынка Илеана Котрубаш. Член жюри покинула зал, не дослушав исполнительницу.
Обидная картина, особенно для главы конкурса, Валерия Гергиева, художественного руководителя Мариинского театра, который наверняка надеялся открыть новые имена, в том числе те, которые могли бы в перспективе украсить афишу театра.
| |