|
Компания «Интер РАО ЕЭС» так и не получила деньги, которые Белоруссия задолжала ей за электроэнергию, и сегодня в полночь поставки будут прекращены.
Еще в начале месяца их временно сокращали вдвое, поскольку компания «Белэнерго» не платила за электроэнергию с марта. Сейчас общая сумма задолженности - свыше полутора миллиардов рублей. Возможно, Александр Лукашенко надеется на то, что Россия снова будет субсидировать белорусскую экономику, изымая миллионы рублей из собственного бюджета. Как Минск оказался в долгах, и что будет, если сегодня он их не вернет?
Этой ночью в проводах на российско-белорусской границе будет гудеть только ветер. Российская энергетическая компания «Интер РАО ЕЭС» обещает в полночь прекратить подачу электричества, которое поставляет по контракту в соседнее государство.
«Сегодня до 8:30 мы не получили очередного платежа, который был в соответствии с нашей договоренностью должен поступить, и были вынуждены прекратить подачу электроэнергии», - заявил директор по связям с общественностью ОАО ''Интер РАО ЕЭС'' Антон Назаров.
Долг в один миллиард двести миллионов рублей белорусы накопили за три весенних месяца. 9 июня свет соседям уже отключали, после чего они заплатили 600 миллионов - первый транш, за март. Остальную задолженность обещали погасить утром во вторник, но к этому моменту Минск ни копейки не перевел.
В России относятся к этому как к «недоразумению», хотя еще на прошлой неделе глава кабинета министров Белоруссии уверял - электрический долг будет закрыт в срок.
«На этой неделе состоялись консультации министров энергетики, и договорились до следующего вторника, что все расчеты будут выполнены. И, думаю, нет объективных причин беспокоиться, что договоренность не состоялась. Она будет выполнена», - заявлял тогда Михаил Мясникович.
Ни государственная энергетическая компания «Белэнерго», ни официальный Минск комментариев по поводу просрочки не дают. Это и понятно - намного важней сейчас найти валюту, чтобы расплатиться за использованное электричество, при том что белорусские рубли, как успокаивает «Белэнерго», у них есть. В Москве же верят, что выход соседи найдут, и напряжение в электросетях нормализуется.
«Здесь нет никакой политической подоплеки, - убежден заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин. - Эта работа ведется на корпоративном уровне. Не связано с нарушением энергообеспеченности белорусских потребителей. Установленная мощность генераций в Беларуси достаточная, техническое состояние их мощностей хорошее, и это никак не повлияет на состояние потребителей Беларуси. Это связано лишь с одним - с абсолютно рыночными процессами. Электроэнергия должна быть оплачена.
Купить валюту, в которой происходит расчет с российскими энергетиками, в Белоруссии невозможно уже несколько месяцев. Субсидии и льготы, представляемые Россией - то немногое, что еще держит на плаву политически изолированный режим Александра Лукашенко.
"Зависимость от российской энергетики крайне высока, - говорит Вячеслав Никонов, политолог, декан факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. - Она критична по нефти, она критична по высокому газу. Она некритична по электричеству. По электричеству - это 12 процентов белорусского внутреннего потребления".
"Они сами говорят, что они могут покрыть собственные потребности своим производством электроэнергии. Ах! У них получается дороже? Пусть платят за более дешевый. Здесь нет повода для разговоров. Есть масса контрактов, которые не выполняются, и за них начинаются кары", - говорит Александр Привалов, кандидат экономических наук, научный редактор и генеральный директор журнала ''Эксперт''.
В конечном счете, высокая цена белорусского электричества ляжет бременем на бюджет страны и обычного потребителя. Затянуть пояса, изыскивать внутренние резервы и ничего не просить - в последние годы любимая риторика белорусского лидера. Хотя Лукашенко просит - причем и на востоке и на западе. В условиях кризиса, как считает оппозиция, этот популизм звучит все менее убедительно.
"Все время Александр Лукашенко занимался тем, что просил и брал у России деньги, он, собственно, больше ничего не делал, только дурил Россию: „дайте деньги, дайте деньги", - убежден Владимир Некляев, лидер общественного движения „Говори правду".
„Есть фамильное серебро, которое можно распродавать и проедать, но все равно это тупик, все равно мы идем по закрытому тоннелю", - предрекает Анатолий Лебедько, лидер Объединенной гражданской партии.
Этот тоннель теперь, возможно, станет еще и плохо освещенным. Запланированные 3 миллиарда кВт/ч, которые Белоруссия намеревалась получить от России в этом году, ей не светят, если страна в ближайшее время не погасит долг.
| |