|
В канун решающего голосования в парламенте Греции по сокращению бюджетных расходов греки дали властям решающий бой. Забастовка, переросшая в жестокие погромы, парализовала страну. Это ощутили на себе и российские туристы. Однако протесты были масштабны, но бесполезны.
Мраморная отделка зданий на площади Конституции в центре Афин на глазах превращается в оружие. На демонстрацию против сокращения бюджета греческая молодежь пришла уже подготовленной: мотоциклетные шлемы, самодельные дубины и респираторы. Мгновение - и в полицейских летят булыжники, коктейли Молотова и петарды.
Ненависть толпы направлена и на журналистов: операторов забрасывают камнями, анархисты с кувалдами набросились на фургон с установленной на крыше спутниковой тарелкой: такие используют телевизионщики, чтобы передавать материалы с места.
Безопасность греческих депутатов, которые обсуждают новое сокращение бюджета, предложенное правительством, обеспечивают пять тысяч полицейских, но этих сил уже не хватает.
Демонстранты не стали ждать, пока депутаты проголосуют. Первые камни и бутылки с зажигательной смесью полетели сразу после обеда, полиция ответила слезоточивым газом, центр Афин очень быстро превратился в арену жестокого противостояния.
Парламент - единственное государственное учреждение, которое сейчас работает. В стране всеобщая забастовка, закрыты школы и больницы, остановлен общественный транспорт, аэропорты не принимают самолеты. Требования профсоюзов все те же: прекратить снижение пенсий и зарплат, вернуть социальные льготы, опустить налоги. С логикой демонстрантов трудно спорить.
«Если у рабочих не будет денег, они не смогут их тратить. Это так, если по-простому объяснять. Тогда что будет?» - говорит Светлана, сотрудница туристического сектора, участница демонстрации.
«Ситуация трагическая, мы уже находимся около черты бедности. Правительство объявило нам войну, отвечать мы будем тоже войной», - обещает грек Спирос.
Пойти на поводу у протестующих для правительства страны, значит объявить дефолт: денег в казне осталось максимум на две недели, а в Евросоюзе и МВФ установили срок: если пакет жестких мер не будет одобрен до 2 июля, Афины не получат 12 миллиардов евро международной помощи. Других средств к существованию у страны нет. У премьер-министра Георгиоса Папандреу в парламенте по-прежнему большинство, но зыбкое: перевес всего в пять голосов не гарантирует удачного исхода голосования. К тому же никто не может предсказать, что случится в Афинах, если закон все-таки примут.
Площадь Конституции завалена булыжниками и баллонами из-под слезоточивого газа, но стычки заканчиваются так же быстро, как и начинаются. Как с социальной, так и с экономической точки зрения ситуация в Греции сейчас напоминает замкнутый круг: чем жестче подавляются протесты, тем больше новых недовольных, чем больше долги, тем больше кредиты. Выхода из этого пока никто не видит.
| |