|
30 июня 2011 в конкурсной программе 33 ММКФ состоится мировая премьера фильма Николая Хомерики «Сердца бумеранг». Вчера на пресс-показе третья полнометражная работа режиссера («977», «Сказка про темноту»), как обычно, вызвала неоднозначную реакцию, скорее, даже негативную.
«Перца» добавил и сам режиссер, известный своим легкомысленным отношением к окружающей суете, и в первую очередь к журналистам. Аскетичное, неспешное, черно-белое кино рассказывает историю 23-х летнего парня, помощника машиниста метро Кости, узнавшего трагическую весть о своем смертельном недуге - пороке сердца. Парня, внезапно оказавшегося в пограничной ситуации жизни и смерти, играет Александр Яценко. Артист внешне настолько заматерел, что на экране узнается с трудом. Зритель также будет гадать - где же происходит действие, так как Костя может, прогуливаясь по Москве, оказаться на работе в Санкт-Петербургском метрополитене. В небольших эпизодах снимались Клавдия Коршунова, Рената Литвинова, Михаил Евланов. Прокатные перспективы фильма равны нулю, и это было уже понятно на стадии сценария, рассказывает генеральный директор кинокомпании Светлана Кучмаева. Вита Рамм: Почему кинокомпания «Валдай» взялась осуществлять замысел Николая Хомерики? Светлана Кучмаева: Я люблю фильмы Николая. И мы давно хотели вместе поработать. Поэтому при первой возможности я решилась на сотрудничество. И даже если сегодня у меня самой происходят внутренние споры с картиной, все равно я понимаю, что Николай большой талант. Я счастлива, что в моей биографии есть «Сердца бумеранг». Вита Рамм: С талантами всегда трудно работать. Светлана Кучмаева: Николай Хомерики умеет создавать вокруг себя атмосферу покоя и доброжелательности. Мы плодотворно обсуждали и выбор актеров, и выбор объектов. Последнее слово всегда оставалось за ним. Авторское кино, я убеждена в этом, должно быть авторским. В другом фильме, другом жанре продюсер может порой и навязать собственные пожелания, но только не в авторской притче. Вита Рамм: И все, что же привлекло вас, как продюсера, в замысле Николая Хомерики? Светлана Кучмаева: Николай совместно со сценаристом Александром Родионовым написали историю о нашем больном времени. Об одиночестве, о том, что наша жизнь сродни туннелю, по которому наматывает круги помощник машиниста Костя. «Сердца бумеранг» словно продолжает тему «Сказки про темноту», только более жестко. Пограничная ситуация жизни и смерти заостряет восприятие мира. Костя по-другому начинает видеть мир, слышать звуки, воспринимать людей, в том числе и самых близких. И мне хотелось, чтобы после просмотра зрители задумывались о собственной жизни, о том, что не надо поддаваться окружающей суете и не забывать о главных вопросах бытия. Николай снимал о сегодняшнем больном состоянии нашего общества. Вита Рамм: Вы рассказываете гораздо интереснее, чем можно увидеть на экране. Все эти мысли были прописаны в сценарии? Светлана Кучмаева: Сценарий был похож на расширенную заявку с прописанными некоторыми эпизодами. Но основная идея была понятной, внятной и увлекательной. Сценарий, конечно, требовал доработки сюжета, но мы спешили запускаться. Я верила в дар режиссера, умеющего создавать на экране нужную атмосферу. Хомерики тонкий и атмосферный художник. И если Николай видел свой фильм только в зимних пейзажах, то задача продюсера не только не спорить, а способствовать осуществлению замысла. И потому я даже отказалась от денег, которые могла получить от канала Россия. Я вела переговоры, но на канале хотели летней натуры и цветной пленки. Поэтому пришлось выживать на скромное государственное финансирование от Министерства культуры. В критической для съемок ситуации подключилась Анастасия Рогозина, за что я ей очень благодарна. Она хорошая знакомая Николая и помогла финансами завершить работу над фильмом. Вита Рамм: Сколько стоил весь проект? Светлана Кучмаева: 40 миллионов рублей. 28 из них - государственные, 6 - из собственных ресурсов компании, и 6 - добавила Анастасия. Вита Рамм: А я уж хотела похвалить вас за успешное сотрудничество с метрополитеном, за умение добиться от них денег за продакт-плейсмент. Во время сеанса напрашивалась версия о финансировании фильма питерским метро, например. Светлана Кучмаева: Что вы?! Какой продакт-плейсмент?! Съемки в московском метро стоят 200 тысяч рублей в час! И, отдав Москве миллион рублей, мы поняли, что наш бюджет будет исчерпан раньше, чем мы закончим снимать. И мы предложили режиссеру переместиться в Санкт-Петербург. Николай очень гибкий человек, понял проблему и согласился. Тем более, это не противоречило общему замыслу фильма. Мы с Николаем работали, уважая проблемы друг друга. Вита Рамм: Можете пояснить? Светлана Кучмаева: Ситуацию с метро и реакцию Николая я рассказала. А еще до съемок Николай убедил нас, что фильм может быть осуществлен только на черно-белой пленке. Сегодня это очень дорогое удовольствие. Она дороже цветного «Кодака». Минкульт, в отличие от цветной пленки, черно-белую не оплачивает. Мы ее заказывали за границей. Помните, были времена, когда по спецзаказу съемочной группе предоставляли цветной «Кодак»? А сейчас ровно такая же ситуация получается с черно-белой пленкой. Но мы пошли на эти большие затраты, потому что понимали - в цветном варианте фильма не будет. Вита Рамм: Возвращаясь к метро, хочу спросить - руководство просило читать сценарий? Они не потребовали внести изменения? Не говорили вам о том, что у них строжайший медицинский контроль и больные сердцем помощники машинистов до работы не допускаются? Светлана Кучмаева: Метро - стратегический объект, и потому сценарий был согласован на самых высоких инстанциях. Мы получили все необходимые визы. К сюжету фильма никто из начальников метро не высказал ни одного замечания. В фильме много снималось реальных сотрудников метрополитена. Если вы заметили, то Николай главного героя размещает в аутентичную среду - вагон метро, эскалатор, встреча Нового Года на Красной площади, рынок. Вита Рамм: Каковы прокатные перспективы фильма? Светлана Кучмаева: Фестивальный прокат, других вариантов я не вижу. Жаль, что не получилась история с Каннами, куда нас изначально приглашали. Но в последний момент что-то изменилось, и мы остались вне списков. В ближайшее время мы отправляемся на международный кинофестиваль в Карловы Вары. Вита Рамм: Минкультуры оплачивает Вам производство рекламной продукции, билеты? Светлана Кучмаева: Перелет и проживание будет за счет фестиваля, так как мы в одной из официальных программ. А рекламную продукцию фильма, как говорится, «подтягивая животы», мы изготовили за собственный счет. Минкульт в продвижении фильма за рубежом участие не принимает.
| |