|
В управляющих компаниях аэропорта Домодедово прошли обыски. Они были проведены в рамках расследования дела о нарушениях, послуживших предпосылками к теракту в январе 2011 года. Не исключено, что следователей интересовали также документы по вопросам права собственности на аэропорт - в свое время даже Генпрокуратура оказалась бессильной выяснить этот вопрос.
В четверг в офисах управляющих компаний аэропорта Домодедово прошли обыски. Как сообщили в пресс-службе Следственного комитета, мероприятия проводились в рамках расследования уголовного дела по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту, «в результате чего в январе 2011 года Магомед Евлоев пронес через входной терминал на территорию аэровокзального комплекса взрывное устройство и произвел его подрыв, что повлекло смерть 37 человек и причинение телесных повреждений различной степени тяжести 173 лицам».
«Следственные действия выполняются в строгом соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Работа центра управления авиационными полетами, а также иная деятельность аэропорта "Домодедово", связанная с безопасностью полетов граждан, в ходе проведения следственных действий не нарушена», - отметили в ведомстве.
В СК уточнили, что следствие интересуют документы и предметы, имеющие отношение к управленческой деятельности компаний по обеспечению ими транспортной безопасности в аэропорту.
В то же время источник «Интерфакса» в правоохранительных органах сообщил, что документы в Домодедово изымаются с целью установления владельцев аэропорта. «Правоохранительные органы намерены изъять документы, которые позволят разобраться в вопросах владения акциями аэропорта», - сказал он. Официальные лица пока никак не комментируют эту информацию.
Отметим, вопрос о том, в чьей собственности находится аэропорт, был поднят президентом Медведевым, когда после теракта проводился «разбор полетов» и выяснялись должностные лица и структуры, ответственные за провалы в системе обеспечения безопасности.
Ответить на этот вопрос сразу компетентные органы не смогли. «Мы летаем из этого аэропорта, но не знаем, кто хозяин и с кого мы сегодня спросим про безопасность», - заявил в марте председатель СК Александр Бастрыкин.
Генпрокуратура по поручению президента провела проверку, по итогам которой выяснилось, что крупнейший аэропорт России управляется из-за рубежа, и созданная схема позволяет скрыть реальных собственников закрытого акционерного общества. В связи с этим надзорное ведомство выступило с предложением разработать законопроект о запрете участия иностранцев в управлении стратегическими транспортными предприятиями.
«Мы так и не нашли ту самую последнюю матрешку, которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта Домодедово. Безусловно, это объект особой важности, но сегодня все устроено так, что руководят аэропортом из офшоров», - признался замгенпрокурора Александр Буксман.
Лишь в мае стало известно имя владельца кипрского офшора DME Limited, которому принадлежит столичный аэропорт. Как выяснилось, конечным бенефициаром 100% акций компании является Дмитрий Каменщик. Причем имя владельца было раскрыто не по требованию правоохранительных органов, а в связи с планами компании выйти на IPO. DME Limited планировала разместить на Лондонской бирже существующие акции в форме GDR (одна депозитарная расписка соответствует одной акции.Дмитрий Каменщик планировал разместить до 20% уставного капитала.
Впрочем, 30 мая руководство аэропорта заявило, что от выхода на IPO отказывается. «Менеджмент компании и ее акционеры считают, что при существующей ситуации на рынках предложение не может быть оценено на том уровне, который отвечает истинной стоимости компании», - говорилось в сообщении.
По словам представителя Домодедово, отмена IPO связана с низкой оценкой компании на рынке. «Спрос был максимум по (оценке компании) 6 EBITDA (показатель объема прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений - прим. ВЗГЛЯД), а продать хотели минимум по 8 EBITDA», - сказал он.
Московский аэропорт Домодедово - крупнейший аэропорт России, доля его пассажиропотока от общего объема в Москве составляет 46%. На сегодняшний день из Домодедово выполняют полеты 77 авиакомпаний по 233 направлениям по всему миру, 93 из которых уникальны для московского региона. Среди партнеров 48 иностранных авиакомпаний (12 из них представляют страны СНГ) и 29 российских. Пассажиропоток Домодедово по итогам 2010 года вырос на 19,2% - до 22,25 миллиона человек. Выручка аэропорта составила в прошлом году более 12,8 млрд рублей, а чистая прибыль - 7,7 млрд рублей. Стоимость аэропорта эксперты и аналитики оценивают от 2,5 до 7,5 млрд долларов.
24 января в зоне прилета международных рейсов Домодедово произошел взрыв. Бомбу мощностью порядка 7 кг тротила, начиненную металлическими поражающими элементами и закрепленную на теле террориста, взорвал смертник в толпе встречающих. В результате погибли 36 человек, более 100 пострадали.
Следственный комитет РФ возбудил по факту взрыва уголовные дела по трем статьям: 205 (теракт), 105 (убийство), 222 (незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ) УК РФ.
Отдельно было возбуждено дело по ч.3 ст. 263. 1 УК РФ «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». Санкция статьи предусматривает до 7 лет лишения свободы.
«В рамках этого уголовного дела будут проверены действия руководителей и рядовых сотрудников органов внутренних дел на транспорте и иных должностных лиц, которые должны были обеспечивать охрану общественного порядка и принимать профилактические меры. Следствием также будет установлена и тщательно исследована роль руководства аэропорта "Домодедово" и его службы безопасности, которые должны были обеспечить безопасное пребывание граждан в зданиях и на территории комплекса», - пообещали в СК РФ.
| |