|
Тренер вратарей Сергей Черкас пережил в СКА не одного главного тренера. Ему посчастливилось тренировать Евгения Набокова и наблюдать один из самых неудачных периодов в карьере звездного вратаря. Но сегодня пути Черкаса и СКА разошлись.
- Грустным получилось расставание?
- Все прошло спокойно. Я просто пришел в отдел кадров и забрал трудовую.
- О том, чем будете заниматься дальше, знали заранее?
- Нет, мне поступало много различных предложений. Предлагали, например, стать тренером вратарей в одной из команд КХЛ, а в ВХЛ - роль главного тренера. Но во всех случаях мне бы пришлось уехать из Петербурга. Посовещавшись с семьей, принял решение остаться в родном городе. Буду заниматься развитием детского спорта в качестве замдиректора местной детско-юношеской школы «Спартак».
- Не обидно менять одну из лучших и богатейших команд КХЛ на юношескую школу, пусть и в чине замдиректора?
- Нет, это перспективная команда. В будущем году они будут делать команду МХЛ, строить еще один каток. И потом надо поднимать уровень детского хоккея. Посмотрите, сколько своих воспитанников осталось в СКА! Два ветерана - Сушинский и Соколов, за ними - никого. Плюс у нас отсутствуют как класс питерские тренеры. Это тоже одна из моих целей - передать опыт местных молодым тренерам, чтобы они могли прогрессировать. Да и надоело каждый год находиться в стрессовом состоянии, когда от тебя что-то постоянно требует руководство, а на кону самые высокие задачи.
- Давление на команду в прошедшем сезоне было особенно сильным?
- Оно ощущалось постоянно. Даже когда команда шла на лидирующих позициях.
- На СКА не в обиде?
- Никаких обид - это профессиональный спорт. Да, я провел в команде много лет, но пришел другой тренер и привел других людей - это понятно и, наверное, правильно. Я также буду болеть за СКА, переживать за ребят. Все-таки в петербургском хоккее уже 31 год. И ушел с чистой совестью.
- Сезон давно закончен, и вы наверняка уже все проанализировали. Так в чем была главная причина неудачи СКА?
- Изначально, на мой взгляд, было неверным назначение на роль главного тренера Айвана Занатты. Человек не имел достаточно опыта, чтобы руководить такой большой командой и решать большие задачи. У его сменщика Сикоры подобный опыт был, он профессионал и свое дело знает. Но у него не сложились отношения с лидерами. Хотя не исключаю, что все дело в его помощнике Вотрубе. Но Сикора все равно вывел команду на определенный уровень, отлично подготовил ее к плей-офф. И не только он один виноват в неудачах, но и игроки.
- Вы, как никто другой, должны знать, почему не пошли дела у Набокова?
- Весь сезон у Жени не получился. Возможно, он психологически не был готов к тому, что в России высокий уровень хоккея. Но он очень порядочный человек. У него не сложились отношения с Сикорой. Он просто не привык, чтобы так относились к вратарям. В НХЛ все по-другому. Отсюда и неуверенная игра. Но Набоков не стал досиживать на лавке и уехал. А ведь у него был хороший контракт, он мог получать отличные деньги. Считаю, что Женя поступил по-мужски. И до сих пор уверен в одном: в плей-офф он мог бы вытащить команду.
- Следом у Набокова не задался и чемпионат мира. Вы тоже были рядом с ним на этапе подготовке к первенству и наверняка понимали, что блеснуть в турнире ему будет тяжело. Не советовали отказаться от идеи выступить в Словакии?
- Я говорил ему, что очень тяжело в его ситуации будет подготовиться. Тем более что план, который я ему разработал, не был выполнен даже на 50 процентов. Но Женя хотел сыграть на чемпионате мира, помочь сборной. И как только он получил травму, я сразу сказал: Россия останется без медалей. Не потому, что Костя Барулин плохой вратарь. Просто конек Барулина - серии до четырех побед, а не отдельные матчи, где на кону стоит все.
- Но ведь обыграли канадцев с Барулиным в воротах...
- Это были не те канадцы, которых мы привыкли видеть. Далеко не сильнейший состав. А в дальнейших играх с финнами и чехами Барулин не выручил. Все сейчас говорят, что молодой финн забил гениальный гол. Скажу вам так: если бы мне забили такой гол, я бы очень-очень сильно расстроился. Ничего сложного в том моменте для вратаря не было: просто ударь своей клюшкой по его клюшке - и все.
- В момент, когда Набоков находился в СКА, вы видели его душевные переживания? Известно ведь, что он человек очень ранимый...
- У меня с Женей сложились очень теплые отношения. Не случайно, когда его позвали в сборную, он сразу предупредил, что в подготовке я ему необходим. Ему надо было с кем-то разговаривать, обмениваться мнениями, слушать советы, а обычные тренеры все-таки всех тонкостей нашего вратарского дела не понимают. Но наши отношения не заходили дальше профессиональных вопросов. Ему нравилось со мной работать, мне - с ним. Что меня поражало в Набокове, так это то, как он восстанавливался после матчей. Чтобы ни случилось в игре, каких бы ошибок он ни допустил, игра заканчивалась - и он обо всем забывал. Сразу же абстрагировался и не переживал. За годы игры в НХЛ он выработал это блестящее качество.
- Не получилось у Набокова в СКА, встал в ворота Штепанек - и провалил плей-офф. Седьмой матч с «Атлантом» - что это было? Невезение, помутнение рассудка?
- Скажу так: мы еще перед началом серии с «Атлантом» сказали Штепанеку: «Ты начнешь серию, а Макс Соколов, если что, подменит». Возможно, ему надо было дать передохнуть, все-таки для молодого вратаря это была огромная нагрузка. Но было одно большое «но». Третью игру Штепанек отстоял на ноль. Перед этим отразил 45 бросков «Атланта» и пропустил только один гол. Как мы могли его поменять, если у него не было ошибок? Парень отражал 95 % бросков. Я предлагал Сикоре попробовать Соколова в седьмом матче, но он на это не пошел. И его можно понять, до решающего матча Штепанек, за исключением одной ошибки, играл здорово. Тот роковой гол, конечно, на совести Штепанека. Но у команды было еще 5 минут большинства. Почему ребята опустили руки?
- Штепанек тогда сломался психологически?
- Для него этот год тоже был крайне сложным. Никто не думал о том, как он сильно переживал, когда пригласили Набокова. Что ему было сложно бороться с таким вратарем. Эта нервотрепка не могла на нем не сказаться.
- Сейчас СКА всерьез нацелился на Семена Варламова. Ваш комментарий.
- Команде необходим еще один сильный вратарь. Со всем уважением отношусь к Максу Соколову, но ему уже 39 - он не может играть много матчей подряд, если что-то случится со Штепанеком. Придет в команду Варламов - они будут спорить со Штепанеком, кто станет первым номером. У СКА тогда будет два сильных вратаря. Сложно сказать, в какой форме находится сейчас Варламов. Но по КХЛ я его помню - это сильный вратарь.
- Как думаете, у Ржиги в Питере получится?
- Сложно сказать. Знарок тоже всех сначала удивил в ХК МВД, а в прошлогоднем «Динамо» у него ничего не получилось.
- На Ржигу вы не в обиде, ведь он забрал с собой из «Атланта» финского тренера вратарей?
- Это нормальное явление. Он и Потайчука привез. Возможно, еще и Костю Барулина за собой приведет. Барулин хороший вратарь, здорово отыграл плей-офф и если будет набираться опыта, то у него и в сборной все получится.
Никита ЛИСОВОЙ из Санкт-Петербурга
| |