|
На днях завершился 14 Международный конкурс имени Чайковского. В этом году он проходил сразу в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге, - где состоялись гала-концерты лауреатов.
Нынешний конкурс возглавлял маэстро Валерий Гергиев, который сделал очень многое для возрождения былого престижа соревнования и объективного судейства. Накануне он побывал в студии радио «Вести ФМ». С Валерием Гергиевым беседовала культурный обозреватель Анна Кочарова.
Кочарова: Добрый день. В студии - Анна Кочарова. И я с огромным удовольствием представляю сегодняшнего нашего гостя. Это маэстро Валерий Гергиев. Добрый день, Валерий Абисалович, я рада приветствовать вас в нашей студии. Спасибо, что нашли время приехать. Закончился конкурс Чайковского. Вы довольны результатами в целом?
Гергиев: Я считаю, что результаты отражают то положение, которое этот конкурс занимает в мире, и то состояние нашей или, скажем, других национальных школ, которые сегодня уже даже не в начале нового тысячелетия. Уже мы взяли довольно серьезный разгон, 2011 год. И мне кажется, что успех, например, музыкантов из Южной Кореи, оглушительный успех - это уже серьезная, заставляющая задуматься причина, пересмотреть какие-то свои представления о том, где и как учат. Давно уже пора. Мы об этом знаем. Но сегодня об этом узнали и в такой огромной стране, как Россия.
Кочарова: А чем вы объясняете этот успех?
Гергиев: Великолепные певцы приехали из Южной Кореи. Но ведь этого мало. Великолепные пианисты приехали из Южной Кореи, которых уже знают в мире, причем среди них и семнадцатилетний. А если еще вспомнить, как год назад играла девятилетняя девочка на «Белых ночах» в Петербурге, удивительно для девяти лет, просто поражает воображение. Это уже не случайность, это не успех гениального ребенка, которому просто от Бога дано столько, что вот он взял и заиграл сам. Это школа. То, чем всегда потрясали весь мир мы, СССР или Россия, как хотите. Но сегодня у нас по-прежнему есть замечательные артисты, и победа Данила Трифонова закрепила за русской школой все-таки если не пальму лидерства, то, по крайней мере, очень почетную позицию среди лидеров.
Кочарова: Я напомню нашим слушателям, что это победитель у пианистов.
Гергиев: Да, Данил Трифонов - москвич, выиграл конкурс пианистов, причем выиграл практически по единодушному решению жюри. Были очень жаркие дебаты, и теснейший был конкурс по оценкам виолончелистов. Там чуть ли не сотые балла решали.
Кочарова: А там как раз российских не было исполнителей уже в третьем туре? А это с чем связано, как вы считаете?
Гергиев: Да, вы знаете, тут нужна спокойная оценка, а не нагнетание или даже истерика по поводу того, что вот сливали кого-то или выбрасывали наших. Участвовало всего два виолончелиста. Отборочная комиссия еще месяца три или четыре назад предупредила меня о том, что очень сильные иностранцы приедут. Даже мне об этом говорили, чтобы я не надеялся, даже как руководитель оргкомитета, на то, что мы просто будем брать голыми руками все золотые медали.
Я и без того уже весьма осведомлен. Но я отнесся к их предупреждению весьма серьезно, настороженно. Но, конечно, в тайне надеялся, что наши все-таки что-то возьмут. Я также надеялся, что есть ребята в Москве, которые могли бы сыграть еще раз на конкурсе. Буслов, например, очень хороший виолончелист, одаренный, он со мной играл. И я думаю, мог бы претендовать опять на очень высокие места.
Но даже ему я бы не гарантировал победы, настолько высокий уровень продемонстрировали совершенно неожиданно - юный, например, француз по фамилии Моро. Нельзя не обратить внимание и на то, что великолепно сыграл белорус, виолончелист юный, совсем молоденький. Мне кажется, что он тоже пойдет весьма далеко.
| |