|
В Москве прошел первый съезд Киносоюза: альтернативная организация кинематографистов России выбрала руководящие органы и озвучила цели собственного существования. Председателем стал кинорежиссер Андрей Прошкин, новое правление увеличилось до 11 человек, в итоговом документе были выделены пять основных направлений работы, а в правительство ушла телеграмма с требованием спасти Музей кино.
1 и 2 июля в Москве состоялся первый съезд Киносоюза: объединение кинематографистов, рожденное более года назад под аккомпанемент письма «Нам не нравится», в соответствии с законом и собственными обещаниями должно было выбрать постоянный состав правления и нового председателя. Еще одной целью съезда стала разработка программы действий - делегаты должны были решить, на чем именно организация сосредоточит свои усилия.
В итоге все намеченные цели были выполнены. Председателем стал кинорежиссер Андрей Прошкин, который был одним из основателей Киносоюза, возглавлял ревизионную комиссию в предыдущем правлении и активно участвовал в подготовке съезда. Он победил второго кандидата, Виталия Манского, с двукратным перевесом. В режиссуре Прошкин дебютировал десять лет назад фильмом «Спартак и Калашников», получившим массу призов на различных фестивалях, не обошлись без наград и его следующие картины - «Игры мотыльков» и «Миннесота». А еще до начала самостоятельной работы он был вторым режиссером на съемках у Карена Шахназарова и у своего отца Александра Прошкина.
«Прошкин - величайшей порядочности человек, умеющий убеждать, говорить и слушать», - охарактеризовал своего преемника Борис Хлебников еще до объявления итогов голосования.
Впрочем, победа могла и не состояться: поначалу старое правление предложило вариант, при котором председателем остается Хлебников (поставивший «Коктебель»), а состав правления рекомендуют «старожилы», и упор должен делаться на молодых кинематографистов. Но «кризисный» председатель неожиданно для всех взял самоотвод. «Это связано не с моим отношением к Киносоюзу, а только с моей убежденностью, что я эту ношу не потяну. Это просто не моё дело. На съезде я в этом еще больше убедился - когда услышал все выступления. И я думаю, что это было бы унизительно для самого съезда - на этом посту нужен человек, который не будет мучиться и страдать, а будет нормально работать», - объяснил Хлебников «Парку культуры».
От чести возглавить организацию категорически отказался и Андрей Смирнов, автор «Белорусского вокзала»: «Если вы меня выберете, я выйду из Киносоюза и пойду к Михалкову», - пригрозил он.
Так ни до чего и не доспорившись, делегаты решили сначала выбрать правление из 11 членов. Сделать это удалось достаточно быстро: в окончательный список для рейтингового голосования были включены 20 названных в процессе выдвижения кандидатуры председателя фамилий. Первое место в этом своеобразном «рейтинге» занял режиссер-документалист Манский - его поддержали 87 человек, а замыкали его Прошкин и Алексей Федорченко - по 52 голоса.
Из членов правления и стали выбирать председателя. Последовательно были отклонены два предложения - выборы из всего состава правления (тут же последовала очередная волна самоотводов) и из первой тройки по рейтингу (Манский, Смирнов и Дондурей). Было поддержано внешне нелогичное предложение Смирнова: оставить в списке только Манского и Прошкина - на самом съезде фамилия Прошкина прозвучала буквально несколько раз.
Заместителями Прошкина стали Манский и первый председатель союза Борис Хлебников, а в правление также вошли киновед Даниил Дондурей, кинокритик Андрей Плахов, актер Леонид Ярмольник и режиссеры Андрей Смирнов, Алексей Попогребский, Алексей Герман-младший, Валерий Тодоровский и Алексей Федорченко. Ревизионную комиссию возглавила режиссер Марина Разбежкина - таким образом было компенсировано отсутствие женщин в самом правлении.
Идею Киносоюза его новый председатель видит в диалогах - внутрицеховом, межцеховом, с властью, зрителями, кинопрокатчиками. «В этом направлении мы уже двигаемся - и будем двигаться дальше. В последнее время кино сотрясают реформы, и нам хотелось бы создать такую организацию, которая доводила бы до власти и до коллег своё видение того, какие эти реформы должны быть. В советские времена нечто подобное делал Союз Кинематографистов - и это надо продолжать», - сказал он сразу после избрания «Парку культуры»
Съезд также обозначил пять направлений своей будущей деятельности: кинообразование и работа с творческой молодежью, правовое, куда вошла деятельность по защите авторских прав и борьба с пиратством, прокат и кинопроизводство, региональная политика и работа с прессой.
Только последнее направление сразу обрело «куратора» - его возглавил Андрей Плахов, остальные будут распределены на заседании правления. Кроме того, Киносоюз не стал изобретать собственную кинопремию, он будет сотрудничать с премией кинокритиков «Белый слон».
«Эти пять пунктов - самые болевые точки кино. К сожалению, они также показывают глубокий кризис в отрасли и еще более глубокий кризис в культурном уровне нации. Здесь работы для нового союза, для нового правления - грести не разгрести. Я всем желаю набраться сил и мужества для преодоления этой непростой истории», - сказал «Парку культуры» Виталий Манский.
В самом начале съезда было зачитано весьма жесткое письмо Эльдара Рязанова, который не смог приехать по причине болезни. «Наш союз начинает свой путь в трудное время - вороватое, коррупционное. <...> Страна облеплена, как саранчой, миллионами бюрократов, среди которых немало взяточников и казнокрадов», - написал знаменитый режиссер. Правда, закончил Рязанов за здравие: по его мнению, у работников кино есть благородная задача - нравственное воспитание и оздоровление человеческих душ. Он предостерег коллег от дрязг, ревности и зависти.
«Нужно честно заниматься своим делом, беречь друг друга и никогда не прислоняться к власти, чтобы через два-три года мы имели бы право вслед за Пушкиным воскликнуть - друзья, прекрасен наш союз», - посоветовал Рязанов.
Министр культуры Александр Авдеев согласился с Рязановым, но заявил: исправить ситуацию можно только вместе. Он отметил, что существование двух киносоюзов не мешает ни культуре, ни обществу, а наоборот - может помочь формированию «гражданского общества», и указал и на то, что без помощи кинематографистов чиновники справиться не смогут.
Прения начал Алексей Герман-младший, который заявил, что всё время своего существования «Киносоюз выглядел декорацией».
«Слишком часто мы участвовали в мероприятиях начальников, слишком часто сидели на фестивалях, как составная часть индустрии, но Киносоюз не смог оставить свою точку зрения. На мой взгляд, Киносоюз выглядел декорацией. Мы ничего не выиграли, а только доказали, что в будущем нас можно использовать для легитимизации возможных губительных решений для индустрии. Нельзя играть в чужие игры», - заявил режиссер и добавил, что союз создан для защиты кино, а не для видимости.
«Если мы не определимся, ради чего мы существуем, то все наши начинания будут бессмысленны. Давайте говорить о конкретном, о реальном, о том, что будет возможно в ближайшие пять-десять лет», - призвал он.
Конкретное, разумеется было. Единодушно было поддержано предложение об обращении в правительство по поводу помещения для Музея кино - он был выселен из здания Киноцентра на Красной Пресне шесть лет назад, сейчас его фонды хранятся на Мосфильме. «Поднимать вопрос о строительстве фестивального центра для ММКФ, который продолжается десять дней, в городе, где нет Музея кино - это как обсуждать закупку фуагры в блокадный Ленинград», - заявил Манский. Споры вызвал лишь текст телеграммы, предваряющей письмо: большую часть предлагаемых вариантов забраковали, как слишком мягкие. «Первый съезд КиноСоюза вынужден обратить ваше внимание на катастрофическое положение Музея кино. Отсутствие такого центра в Москве и России - это наш позор. Музею необходим свой дом», - написано в окончательном варианте.
Среди прочих выступавших отличился сценарист Рустам Ибрагимбеков, который предложил отобрать несколько проектов, очень хорошо их сделать и довести их до проката, чтобы показать возможности новой организации. Это предложение получилось настолько удачным, что его постоянно поминали в своих выступлениях другие ораторы.
«Гордиться прошлыми заслугами бессмысленно, рассказывать о частностях - тоже. Сегодня важно то, что сделано сегодня. Когда мы своими силами выберем 10-15 проектов, найдем деньги, сделаем это кино - и если мы с ним победим, то мы сможем открывать любые двери. И сможем говорить - вот это - настоящий Союз», - поддержал предложение Леонид Ярмольник.
Но больше всего участников занимал вопрос взаимоотношения с властью. Неожиданный гость съезда Андрей Кончаловский сообщил, что «государство абсолютно дистанцировалось от кино», и заявил о необходимости изменить эту ситуацию. «Государство должно принимать участие в эксплуатации российского рынка», - сказал он. По мнению критика Виктора Матизена, «власть - это все мы», и вести переговоры нужно именно с этих позиций.
В беседе с «Парком культуры» Прошкин пообещал, что в одиночку он Киносоюз никуда не поведет. «Должность председателя возникла только по требованию Минюста, внешнего мира, а все вопросы обсуждали только на правлении. Надеюсь, так будет и дальше»,- - сказал он.
Автор: Игорь Карев
| |