|
С начала июля снят таможенный контроль на внутренних границах Таможенного союза, а руководители России,Казахстана и Белоруссии уже ведут переговоры о создании Единого экономического пространства 3-х стран.
С июля Таможенный союз заработал в полном объеме, следующим этапом должно стать создание Единого экономического пространства трех стран
Владимир Муратов
С начала июля снят таможенный контроль на внутренних границах Таможенного союза (ТС), а руководители России, Казахстана и Белоруссии уже полным ходом ведут переговоры о создании нового интеграционного объединения - Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран, которое должно быть сформировано к началу следующего года. Еще большую активность проявляют представители бизнес-сообщества, для которого объединение - реальная возможность увеличить объемы бизнеса и избавиться от лишней волокиты на границах. Кроме того, бизнес уже начал свободно перемещать капитал и даже целые производства на территории стран-партнеров по Таможенному союзу. Так, например, как на днях сообщил российский премьер Владимир Путин, с начала года уже более 400 российских предприятий переехали в Казахстан.
В мире есть поговорка, что капиталы как вода - текут туда, где ниже налоговые ставки. Отсюда, кстати, и возникли оффшоры с вызывающе низкими налогами, куда устремляются миллиарды долларов со всего мира. В отличие от оффшоров Казахстан - территория, входящая в Таможенный союз, а в последствие - и в ЕЭП, здесь действуют единые законы, здесь господствует общность интересов стран-союзников. Благодаря открытию таможенных границ рынок для предприятий из Казахстана расширился с 15 до 160 миллионов человек, за первый год работы ТС целый ряд казахстанских предприятий увеличил свои объемы работ втрое, порой пятикратно и девятикратно. Так что, уходя в Казахстан, российские предприятия не только сохраняют старые связи, но могут получить и новые рынки сбыта, прежде ориентированные только на Казахстан.
В то же время на сегодня существенным преимуществом наших соседей оказались налоги. Например, НДС там 14% (у нас 18%) и есть сведения, что в ближайшее время возможно снижение НДС до 11%, подоходный - 10% (13%), налог на прибыль - 15% (20%), наконец, социальный налог - 11% (34%). Потому неудивительно, что когда в России заговорили об очередном пересмотре ставок социальных налогов (теперь - страховых взносов), то предприниматели стали не только знакомиться с опытом Казахстана, но и решили на практике испытать себя в казахстанских условиях.
Надо учесть, что средняя цена на большинство видов энергоресурсов в Казахстане минимум на 15% ниже, чем в большинстве российских регионов. Ниже и транспортные тарифы. Короче, экономические выгоды очевидны. И все же пока рано говорить, насколько удачными окажутся проекты «переселенцев», как скажется перемещение рабочих мест на жизни российских регионов, как изменится структура российской промышленности и - главное - как это повлияло на налоговую систему России.
Надеюсь, сам факт массовой миграции заставит российских чиновников пересмотреть и наше законодательство о бизнесе. По мнению главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, наше законодательство, касающееся условий развития бизнеса, отстает по своим характеристикам от других стран, в том числе соседей.
Какие же преимущества предоставляют власти Казахстана бизнесменам? Азат Перуашев, председатель правления Национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен» утверждает, что меры государства по защите бизнеса в Казахстане носят комплексный характер. Естественно, серьезное взаимодействие бизнес-сообщества с правительством и парламентом не могло не сказаться на законодательных актах, в первую очередь на Налоговом кодексе с цифрами, столь вожделенными для российских коллег. Значительно более либеральными по сравнению с Россией стали меры по регистрации бизнеса, по вмешательству государственных органов, в том числе и контролирующих, в его дела. Казахстан возглавляет список из 10 стран, которые добились наибольших успехов в создании благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. В итоге по «легкости ведения бизнеса» Казахстан занимает лидирующие позиции среди стран СНГ и находится на 59-м месте по мировому рейтингу.
Помимо этого создана целая система институтов по поддержке предпринимательства. Прежде всего - это фонд поддержки предпринимательства «Даму» и Банк развития Казахстана", на льготных условиях кредитующие предприятия обрабатывающей промышленности, других отраслей экономики. К институтам развития также относятся Национальный инновационный фонд, Центр инжиниринга и трансферта технологий и другие государственные структуры. Есть и серьезные финансовые ресурсы: государство выделяет миллиарды долларов на реализацию программ по поддержке крупного, среднего и малого бизнеса. Как признает Азат Перуашев, проблемы с ведением бизнеса в Казахстане, безусловно, имеются. Но с другой стороны, у бизнес-сообщества имеется и известная «свобода рук» благодаря созданному за годы независимости правовому законодательному полю по защите прав предпринимательства.
Но есть еще одна особенность, которая создает для бизнеса особенно привлекательные условия. В самый разгар мирового кризиса в 2008 году президент Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой о реализации Программы форсированной инновационной индустриализации, согласно которой был разработан пакет государственных мер стимулирования и развития бизнеса. Программа направлена на то, чтобы бизнес активнее переходил из сферы чистой коммерции в сферу производства в реальном секторе экономики. И обратите внимание на инновационный характер программы. Практически это осуществление той же самой программы модернизации, что и в России, только осуществляется она более последовательно. И потому российские предприятия, переселяющиеся в Казахстан, имеют возможность начать работу на новом месте на новом витке развития своей отрасли, с более совершенными технологиями и оборудованием. Тем более увлекательными оказываются перспективы компаний, имеющих собственные инновационные разработки, которые хотят действовать в Казахстане. В частности, интересен опыт компании «Хайтед», относящейся к сектору среднего бизнеса. Начинала она с торговли новейшей энергетической техникой, в основном европейского производства - различными генерирующими установками, запчастями к ним. Сегодня, спустя 10 лет, компания стала одним из лидеров по установке комплексов резервного и аварийного энергоснабжения на постсоветском пространстве. Грубо говоря, это автономные энергосистемы, обеспечивающие снабжение практически любых объектов - от банков или бизнес-центров, находящихся в самых центрах цивилизации, которым требуется гарантированное энергоснабжение независимо от сбоев в большой энергетике, до отдаленных объектов в лесу, в тундре, на новостройках или трассах трубопроводов - там, где большой энергетики просто нет.
| |