МОСКВА, 4 июля. Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова считает компромиссным вариант второго чтения законопроекта об охране здоровья граждан в РФ. Об этом она сообщила журналистам после обсуждения поправок, передает «РБК».
Впрочем, генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен не теряет надежды достигнуть договоренностей по ПРО меньше чем через год, когда в Чикаго состоится очередной саммит НАТО. Опрошенные РИА новости эксперты сошлись во мнении, что отсутствие прогресса по проблематике ПРО было прогнозируемым.
Встретимся через год
«Я надеюсь, что мы все встретимся менее чем через год на саммите НАТО в Чикаго и сможем договориться о решении в области ПРО», - сказал Расмуссен в Сочи. По его словам, нынешняя встреча СРН позволит придать импульс работе НАТО и РФ по вопросу европейской противоракетной обороны и продвинуться по этой теме вперед.
Уже позднее в ходе совместной конференции с главой МИД РФ Сергеем Лавровым стороны признали, что Россия и НАТО не видят друг в друге угрозу собственной безопасности, однако проблемы в отношениях по-прежнему сохраняются.
«Наша система ПРО не направлена против России. Мы не рассматриваем Россию в качестве врага», - сказал Расмуссен.
Глава российской дипломатии, признал, впрочем, что проблемы в отношениях есть, и порой они весьма серьезные. По его словам, у России и НАТО не получается договориться о создании так называемой секторальной системы противоракетной обороны в Европе. Россия выступает за создание системы совместной ПРО по территориальному (секторальному) принципу распределения ответственности отдельных стран или групп государств за обнаружение и уничтожение ракет в определенном секторе обороны.
Министр пояснил, что в ходе переговоров партнеры из стран НАТО мотивировали свою позицию обязательствами в области безопасности в рамках Североатлантического альянса. Речь, по его словам, идет о статье 5 Вашингтонского договора об образовании НАТО, которая предполагает оказание участниками альянса незамедлительной помощи друг другу в случае вооруженного нападения.
«Мы это восприняли как позицию, как реальность. Тем не менее, считаем, что есть возможность достичь договоренностей, позволяющих работать без создания дополнительных рисков. Договоренностей, которые будут укреплять, а не подрывать стратегическую стабильность», - подчеркнул российский министр.
Говоря о системе ЕвроПРО, Лавров выразил надежду, что она станет действительно совместным проектом стран-участников.
Гарантии ненаправленности
Тем не менее, по словам российского министра, для того, чтобы проект ЕвроПРО стал действительно совместным, принципиально важно решить ряд вопросов, «прежде всего, чтобы все участники этого проекта гарантировали бы друг другу, что создаваемая система европейской противоракетной обороны не направлена против кого-либо из ее участников».
Лавров также отметил, что необходимо разработать критерии, которые позволяли бы оценивать, насколько создаваемая ПРО соответствует заявленной цели - по парированию угроз, которые могут происходить из-за пределов евроатлантической зоны.
В свою очередь, генсек НАТО заявил, что не видит необходимости в заключении с Россией договора, юридически гарантирующего ненападение в сфере ПРО. По его словам, «лучшая гарантия, которую могла бы получить Россия - это активное сотрудничество, участие в процессе и связи с системой». Однако Россия по-прежнему настаивает подобных гарантиях. Эту позицию в очередной раз подтвердил Сергей Лавров.
«Пока заключаются договоренности по компонентам ПРО, активизируется практическая деятельность военных кораблей, которые будут представлять собой морскую составляющую будущей системы (ПРО), мы бы хотели, помимо того, чтобы разобраться во всем этом, заранее договориться в том, о чем сейчас сказал господин Фог Расмуссен, что это не направлено против РФ», - сказал российский министр.
О сотрудничестве по созданию европейской системы противоракетной обороны РФ и НАТО договорились на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года. Россия считает, что разработка концепции и архитектуры ЕвроПРО должна осуществляться на равноправной основе и предусматривать адекватные меры укрепления доверия и транспарентности в области противоракетной обороны.
Для российской стороны принципиально, чтобы гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России были зафиксированы на бумаге - в юридически обязывающей форме, а не на словах. НАТО же призывает РФ поверить на слово, что система ПРО не будет применяться против российских сил ядерного сдерживания.
Ливия: цель одна, подходы разные
Отдельное внимание в ходе заседания Совета Россия-НАТО было уделено ситуации в Ливии. Андерс Фог Расмуссен заявил, что Североатлантический альянс своими действиями в Ливии успешно осуществляет резолюцию СБ ООН 1973. По его словам, в НАТО знают об опасениях РФ в отношении ливийской операции, однако подчеркнул, что альянс проводит эту операцию «в четком соответствии с резолюцией СБ ООН и предпринимает все необходимое для обеспечения и защиты гражданского населения».
Принятая 17 марта резолюция 1973 предусматривает введение бесполетной зоны над Ливией, эмбарго на поставки оружия и защиту гражданского населения страны. Для исполнения резолюции коалиция западных стран 19 марта начала в Ливии военную операцию. Мандат на операцию истекал 27 июня, но 1 июня НАТО продлила операцию на 90 дней - до конца сентября.
Расмуссен особо подчеркнул, что НАТО будет продолжать операцию до тех пор, пока резолюция не будет исполнена. Генсек также заверил, что альянс не намерен проводить наземную операцию в этой стране.
В свою очередь, глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что Россия и НАТО не видят альтернативы мирному урегулированию ситуации в Ливии, однако общего видения того, как работает резолюция, пока нет. Кроме того, по его словам, резолюцию нарушают и любые поставки оружия в Ливию, а также отправка туда иностранных военных инструкторов.
Ожидаемый итог
Заведующий центром международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов назвал прошедший саммит провальным. По его словам это связано с тем, что Россия не может четко сформулировать, каких именно гарантий по ПРО она хочет.
«Я думаю, что это провальный саммит, потому что Россия требует каких-то юридических гарантий, но не формулирует, какого именно типа гарантии. Если Россия хочет новый договор по ограничению противоракетной обороны, то США и НАТО на это не пойдут», - сказал Арбатов РИА Новости. «А какие другие здесь могут быть юридические гарантии, просто трудно себе представить», - добавил он.
Комментируя итоги заседания, Арбатов также заметил, что сама Россия развивает собственную программу воздушно-космической обороны, куда входит и противоракетная оборона, и никому никаких гарантий давать не собирается. «Наоборот, у нас открыто говорят, что эта система направлена против США и против НАТО», - полагает эксперт. «Поскольку, мы не можем четко сформулировать, что мы хотим, а с той стороны есть непонимание нашей политики и нежелание идти на какие-то уступки, которые могут выглядеть как новы договор по ПРО, значит курс взят на то, чтобы разругаться», - считает он.
По мнению же эксперта Центра по изучению проблем разоружения МФТИ Евгения Мясникова, «все было предсказуемо, потому что вопрос ПРО довольно сложный, и быстрых решений здесь не будет». «Перспективы здесь туманны и все будет зависеть от того, насколько стороны готовы к поиску компромиссов. Причем компромисс предполагает уступки с обеих сторон», - сказал он.
По его мнению, позиции сторон не изменились с момента начала обсуждения этой темы. «Поле для компромиссов было ничтожно мало», - считает эксперт, отмечая разные подходы, взгляды и оценки на возможное сотрудничество в области противоракетной обороны на континенте.
При этом Мясников отметил, что Россия вправе настаивать на получении юридически подтвержденных гарантий того, что развертывание ЕвроПРО не будет направлено против ее интересов. «Но ситуация такова, что в Вашингтоне пока еще к этому не готовы. Администрация Обамы не чувствует себя достаточно сильной, чтобы давать соответствующие гарантии. Президента США очень жестко критикует сегодня оппозиция, которая отвергает любую возможность компромиссов, уступок или предоставление каких-либо письменных гарантий», - сказал Мясников.
По его словам, не стоит ожидать, что в ближайшее время ситуация изменится, и в переговорном процессе наметится значимый прорыв.
По мнению директора института стратегических оценок Сергея Ознобищева, участники заседания Совета Россия-НАТО не смогли сойти с мертвой точки по теме создания европейской системы противоракетной обороны (ЕвроПРО), однако есть надежда на саммит в Чикаго в 2012 году.
«С одной стороны нет видимых признаков того, что произошли какие-то подвижки. По Ливии стороны остались при своем, по-видимому, по ПРО тоже. По ПРО ситуация на декларативном уровне начинает внушать некую надежду, если мы будем всерьез рассматривать заявление Расмуссена о том, что НАТО рассчитывает договориться с Россией по ЕвроПРО», - отметил Ознобищев, добавив, что поддерживает любую договоренность, которая будет достигнута по вопросу ПРО.
По словам Ознобищева, многие эксперты считают, что до того, как система ЕвроПРО сможет представлять хоть какую-то угрозу для России, пройдет не меньше 10 лет.
«Сегодняшнее обострение (этой темы) свидетельствует о том, что отношения наши крайне нездоровые, вот это главное, что внушает озабоченность... Мы тратим на это много сил, времени и отвлекаем себя от других, гораздо более важных и насущных задач, в то время как важнейшая наша задача - модернизация страны и построение модернизационных альянсов именно с теми странами, с которыми мы сейчас никак не можем наладить отношения. В первую очередь с США», - отметил эксперт.