|
Москва. 17 августа. FINMARKET.RU - Аналитики предупреждают Россию: пора задуматься о бюджетном дефиците и снижать зависимость госказны от нефтяных доходов. Еще весной Всемирный банк советовал России ввести правило фиксированного нефтяного дохода. Теперь со своими предложениями выступил Bank of America Merrill Lynch.
В среднесрочной перспективе российский бюджет столкнется с трудностями, полагают в BofA Merrill Lynch. Бюджет страны, как известно, будет оставаться дефицитным в ближайшие годы. И, как считают аналитики банка, правительство при бюджетном планировании не учитывает 2 важных фактора риска.
Во-первых, если убрать доходы от экспорта нефти, то дефицит будет исчисляться двузначными числами. Во-вторых, истощение резервного фонда к концу года лишит страну источника дешевого финансирования бюджета. Для покрытия дефицита стране придется прибегнуть к заимствованиям на внутреннем рынке.
Сеять в хорошие времена, пожинать - в плохие
В целом, аналитики похвалили антикризисную стратегию властей РФ. «Хотя Россия серьезно пострадала от всемирного финансового кризиса, мы полагаем, что она была лучше подготовлена к борьбе с ним», чем многие другие развивающиеся страны, говорится в обзоре BofA Merrill Lynch.
Благодаря разумной налогово-бюджетной политике во времена экономического роста (заключающейся в накоплении значительной части нефтяных сверхдоходов) у России оказалось больше возможностей пережить кризис 2009 года, чем у других развивающихся рынков. Резервный фонд стал той «подушкой безопасности», которую активно расходовали во время экономического спада.
Теперь, однако, главной задачей, стоящей перед властями, является возвращение к фискальной политике, которая в большей степени соответствует нынешнему состоянию экономического цикла, то есть подъему.
Беды российского бюджета
В целом, бюджетная ситуация в России в первом полугодии 2010-го оказалась лучше, чем было запланировано, благодаря более высоким, чем ожидались, доходам от энергетического сектора. Кроме того, в ближайшую трехлетку запланировано сокращение дефицита бюджета вдвое с 5,4% ВВП в 2010 году до 2,9% ВВП в 2013 г.
Однако, несмотря на планируемое сокращение расходов, в BofA Merrill Lynch полагают, что правительство не учитывает 2 важных фактора риска.
Во-первых, дефицит бюджета без учета нефтяных доходов, что является важной характеристикой финансового положения дел в странах с сырьевой экономикой, в России измеряется двузначными числами, во много превышая рекомендованный правительством уровень дефицита в 4,7% ВВП.
Во-вторых, истощение Резервного фонда к концу года лишит Россию дешевого источника бюджетного финансирования, и вынудит страну искать деньги на внутреннем рынке для того, чтобы латать дыры в бюджете.
Высокие цены на нефть как спасение бюджета
Более быстрый, чем ожидалось, рост цен на энергоносители оказал весомую поддержку бюджету. Прогнозируемая правительство цена на нефть выросла с $58 за баррель в начале года до $75 за баррель, согласно последнему июльскому пересмотру бюджета. Рост цен стал приятным экономическим сюрпризом для властей, отмечается в обзоре.
Доходы за январь-июнь выросли на 26% в годовом исчислении, благодаря чему дефицит бюджета за первое полугодие в РФ составил только 2,3% ВВП (за 2010 год в целом дефицит бюджета ожидается на уровне 5,4% ВВП).
«На наш взгляд, благоприятные внешние условия приведут к лучшим результатам по итогам всего года, и мы ожидаем дефицит на уровне 4,4% ВВП», - говорится в обзоре.
Налоговые поступления в бюджет за первое полугодие-2010 выросли на 39% по сравнению с тем же периодом прошлого года, напоминают в BofA Merrill Lynch.
Одновременно с ценами на нефть росли и поступления от НДПИ, на долю которого приходится 43% всех налоговых поступлений. Доходы от НДПИ за первое полугодие выросли в 1, 7 раза, тогда как доходы от НДС (на долю которого приходится 42) за этот же период выросли только на 17%.
Бремя социальных расходов
Несмотря на финансовые сложности, в кризис были приняты меры, имеющие долгосрочный характер (такие, как повышение пенсионных выплат), что непременно затруднит осуществление необходимой финансовой перестройки.
Аналитики отмечают, что власти предполагают постепенное сокращение дефицита федерального бюджета к 2013 году. Однако, как говорится в обзоре, неудивительно, что в свете очередных президентских выборов в 2012 году сохранится нацеленность бюджета на высокие социальные расходы.
Доходы при этом будут сокращаться: до 16% ВВП в 2013 году с максимального значения в 23,5% ВВП в 2008 году. Таким образом, доходы бюджета окажутся на уровне, еще не виданном в этом веке. Связано это, прежде всего, с прогнозируемым снижением нефтедоходов, вызванным ограниченными возможностями роста нефтедобычи. Сокращение расходов также предусмотрено: до 19% ВВП к 2013 году против 24,7% ВВП в 2009-м.
Заметим, что призывы к экономии государственных средств звучали также из уст чиновников. Так, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин еще в апреле говорил, что Россию ждет десятилетие без роста реальных расходов федерального бюджета.
«В бюджетной политике <...> будут происходить существенные изменения. <...> Мы после четырехкратного роста расходов федерального бюджета в реальном выражении будем иметь десятилетие без роста расходов. В какой-то момент нам придется даже снизить расходы в реальном выражении. К 2015 году, по моей оценке, до 20% (снижение может составить 20% от нынешнего уровня). Но это консервативный сценарий. А к 2020 году мы вернемся к уровню реальных расходов этого, 2010 года», - говорил министр.
«Это серьезный вызов. Это означает, что нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на то, что мы достигнем каких-то результатов в силу экстенсивных возможностей. Это сложно будет и политически, в рамках даже нашей работы правительства», - подчеркивал тогда А.Кудрин.
Слезть с нефтяной иглы
Вместе с тем, замечают эксперты, даже если цены на нефть окажутся выше, чем заложено в проекте бюджета, не исключено, что какие-либо еще доходы будут использованы для повышения социальных выплат в преддверии президентских выборов в 2012 году.
При этом в BofA Merrill Lynch полагают, что проект бюджета представляет искаженную картину состояния здоровья государственных финансов. Хотя высокие цены на нефть позволяют увеличивать расходы, они также усложняют управление на макроэкономическом уровне и порождают зависимость от волатильного и ненадежного источника доходов. Поэтому, лучшим индикатором реального положения дел является структурный дефицит бюджета без учета нефтяных поступлений (non-oil structural deficit, NOSD).
Этот показатель, как утверждают аналитики в своем обзоре, постоянно рос с достаточно умеренного уровня в начале века до 10,7% ВВП в 2009 году. В 2010 году NOSD вырастет до 13,6% ВВП, а затем начнет снижаться до 10% в 2013 году, оставаясь, впрочем, на уровне почти в 2 раза превышающем докризисные значения. Особенно важно, что этот показатель остается выше уровня, который позволял бы залатать бюджетную дыру постоянными нефтяными запасами. По оценкам, такой уровень составляет -4,7% ВВП. Эксперты предлагают закрепить этот уровень в качестве нормы при планировании бюджета. Такое правило помимо прочего снизит зависимость бюджета от политических циклов.
Переходим на внутренние займы
В 2009 году и первом полугодии 2010-го дыру в российском бюджете латали в основном ресурсами Резервного фонда (размер которого, как напоминает BofA Merrill Lynch сократился с 8 трлн рублей на начало 2009 г. до 2 трл рублей в июле). Однако во второй половине года бюджет будет финансироваться не только за счет фонда, но и с помощью заимствований на внутреннем рынке объемом 922,5 млрд рублей.
«Хотя мы полагаем, что ситуация с бюджетом по итогам целого года окажется лучше, чем планирует правительство, благодаря более высоким нефтяным доходам, Резервный фонд, как кажется, будет практически исчерпан к концу года», говорится в обзоре.
Таким образом, в ближайшие три года выпуск облигаций на внутреннем рынке станет главным инструментом для латания бюджетных дыр, полагают аналитики.
Все не так плохо
Несмотря на эти проблемы, финансовое положение России остается одним из лучших среди развивающихся рынков, в основном благодаря низкому уровню государственного долга, резюмируют аналитики BofA Merrill Lynch. Так, после достижения уровня в 87% в 1999 году, отношение государственного долга к ВВП снизилось до 7,8% в 2008 году, поскольку на погашение задолженности были использованы доходы от экспорта нефти. Хотя прогнозируемый рост бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе увеличит уровень задолженности, отношение госдолга к ВВП достигнет только порядка 13% в ближайшие годы.
| |