|
Сегодня президентский совет по правам человека доложит главе государства результаты экспертизы дела о смерти юриста Сергея Магнитского и попросит его ограничить полномочия следователей
Дмитрий Медведев сегодня узнает, что думают правозащитники о деле Магнитского: совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, как ожидается, представит ему промежуточное заключение. Как рассказали «Труду» авторы документа, Медведеву не только представят выводы, но и дадут масштабные рекомендации, вытекающие из выявленных в рамках этого дела нарушений.
Следователь не должен быть царем и богом
Как рассказала «Труду» директор центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Елена Панфилова, отчет будет состоять из трех глав: анализ причинно-следственных связей по всем составляющим этого дела, правовая оценка должностных лиц, принимавших решения, а также оценка деятельности сотрудников пенитенциарной системы.
«В общей сложности это материал примерно на 40 страницах, - говорит Панфилова. - Кроме того, мы высказываем президенту ряд своих рекомендаций и соображений, решений, которые могут быть приняты».
Один из авторов третьей части экспертного заключения правозащитник Валерий Борщев констатирует, что их независимое расследование фактически подтвердило то, что в заключении Магнитский находился в пыточных условиях и ему, как предполагают авторы документа, было отказано в праве на медицинскую помощь, а по сути - на жизнь.
«Мы поговорили со многими и проследили последние дни жизни Магнитского в Матросской Тишине, - рассказывает Борщев. - Можно говорить о том, что следствие препятствовало оказанию ему медицинской помощи».
Борщев отметил, что совет намерен представить президенту рекомендации по ограничению власти следователей. «Фактически в России это царь и бог, он может решать, куда и в какую камеру поместят подследственного, оказывает давление, - говорит правозащитник. - Необходимо сделать так же, как в Европе, где полицейский не имеет доступа и влияния на работу СИЗО и колоний».
Кроме того, президента попросят вывести медицинскую службу из системы Федеральной службы исполнения наказаний и передать ее Минздравсоцразвития. «Так было в нашей стране до 1932 года, - напоминает Борщев. - А в наши дни следователи нередко оказывают давление на врачей, которые меняют свои заключения о состоянии здоровья подсудимых на удобные для правоохранителей».
Насколько глава государства прислушается к тому, о чем его попросят правозащитники, неизвестно. «Мы очень надеемся, что реакция Медведева будет положительной», - говорит Елена Панфилова. Косвенным подтверждением обоснованности этих надежд можно, пожалуй, считать то, что вчера Следственный комитет заявил: «Недостатки оказания Магнитскому медицинской помощи находятся в прямой причинно-следственной связи с наступлением его смерти».
| |