|
20 августа 2010 года международный фестиваль современного кино «2morrow\Завтра» совместно с киноклубом Ночной показ организуют «Ночь планеты Земля». Попытки с помощью кино, документального и игрового, сделать человечество вообще и москвичей, в частности, экологически сознательными становятся более эффективными в дыму пожаров и на жаре под 40 градусов. Разлив нефти, извержение вулкана и наводнения добавляют аргументов. Приятно, впрочем, что экологическая пропаганда бывает не только полезной и грамотной, но и высокохудожественной. Воспитывать можно не только запугиваниями, но и красотой, что и подтверждают отобранные картины. Первая - «Дом» - устраивает фантастический полет над Землей и лекцию по ее истории с печальным резюме, фиксирующем разрушение экологического баланса. Вторая - «Век глупцов» - исходя из этого названия, рисует безрадостную картину будущего. Третья же - «Коянискацци», один из главных фильмов ХХ века - завораживающая бессловесная медитация, которая скажет гораздо больше, чем обе предыдущие вместе взятые. «Дом» (Home) Франция, 2009, 95 мин. Режиссер Ян Артюс-Бертран Французский фотограф Ян Артюс-Бертран и продюсер Люк Бессон зависают над планетой примерно на высоте птичьего полета и оттуда, не спеша, рассказывают конспективную историю человечества, которое за последние 50 лет стремительно разрушило гармонические отношения со своим Домом. Авторы не стремятся к большой оригинальности текста, не поражают неожиданностью выводов. Они играют на контрасте безрадостной информации и невероятной красоты картинки. Камера Артюса-Бертрана кружила 18 месяцев над 53 странами. Китай и Саудовская Аравия съемки запретили. Индия изъяла часть отснятого материала. В Аргентине документалистов на неделю посадили за решетку. Артюс-Бертран, как фотограф, занимается такими полетами уже много лет и собственно его орнаментальные снимки из проекта «Земля, уведенная с неба» сделали его знаменитым. «Век глупцов» (The Age of Stupid) Великобритания, 2009, 92 мин. Режиссер Франни Армстронг Здесь есть элемент провокации и игры. Британский актер Пит Постлетуэйт изображает жителя будущего. В 2055 году глобальное потепление начинает уничтожать цивилизацию. Герой Постлетуэйта должен разобраться с причинами и дать тем, кто, может быть, выживет ценные рекомендации. Но это кино не игровое. Авторы колесят по планете и разбирают самые болезненные темы и конфликты, задавая самые неудобные вопросы. В общем, действуют немного в духе Майкла Мура. Так что экологическая документалистика приобретает черты триллера. «Коянискацци» (Koyaanisqatsi) США, 1982, 86 мин. Режиссер: Годфри Реджио Про режиссера Годфри Реджио есть анекдот. Вроде бы во время своих лекций он любил представляться аудитории так: «Call me simply God». Что-то от бога в нем точно есть. На самом деле все эти красивые и масштабные документальные проекты, посвященные Земле как планете и заигравшемуся человечеству, начались с «Коянискацци», в котором красноречивее любых слов звучит великая музыка Филипа Гласса. Масштаб и интонация этого фильма - совершенно библейские. Реджио, если кто не знает, в 14 лет, разочаровавшись в технократическом обществе, стал монахом, принял обет молчания и провел в монастыре 14 лет. Потом занялся кино. «Коянискацци» начинается с, условно говоря, «рождения мира», которое Реджио показывает как извержение вулканов и фантастический танец туч, и заканчивается вершиной человеческой цивилизации - полетом в космос. Между ними - жизнь планеты и человека, показанные с дистанции божества или инопланетянина - бесконечные суетливые толпы, снующий транспорт, разрушающиеся дома и т.д. В «Коянискацци» (первая часть трилогии, продолжением которой стали «Повакацци» и «Накойкацци») Реджио создал не только мощный манифест, но и открыл для кинематографа новые приемы и способы съемки, фактически новый язык, который растиражирован всеми - от радикального авангарда до клипа MTV.
| |