|
Российская таможня своей неэффективной работой тормозит приток иностранных инвестиций в страну. Поэтому федеральные власти решили упростить таможенное администрирование, сократить проверки и доработать закон, регулирующий работу таможни. По мнению экспертов, в деятельности ФТС грядут большие перемены.
Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина запаслась вескими аргументами для того, чтобы объяснить президенту Дмитрию Медведеву , кто виноват в слабом притоке инвестиций в Россию. Поэтому на совещании, прошедшем в курортном Сочи, глава ФТС Андрей Бельянинов наверняка чувствовал себя неуютно. Набиуллина начала с рассказа о том, что Россия значительно уступает по простоте таможенных процедур не только самым экономически развитым странам, но и партнерам по Таможенному союзу - Белоруссии и Казахстану, находясь на 115-м месте из 155 стран, на 140-м месте - из 183 и на 130-м месте - из 133 стран.
«Мы единственная страна, где в 2009 году ухудшилась ситуация, в остальных странах шло улучшение», - сообщила Набиуллина. Она привела в пример тот факт, что 44% грузов, пересекающих российскую границу, подвергаются физическому досмотру, при этом 10% досматриваются по несколько раз (в США и Германии досматривают 3% грузов, в Великобритании -2%).
В рейтинге прозрачности таможенного администрирования (количество документов, необходимых для оформления внешнеторговых грузов, и скорость их оформления) Россия тоже вышла на «почетные» последние места в мировых рейтингах. «98-е место из 119 по срокам прохождения таможенной очистки без физического досмотра и 103-е из 119 с досмотром», - констатировала Набиуллина. В результате, участники внешнеэкономической деятельности теряют до 5 дней на таможне, а это - простои и, как следствие, удорожание товаров.
Президент согласился с министром и признал, что «задержки, связанные с пересечением таможенной границы, подчас носят непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств». Кроме того, Дмитрий Медведев считает, что новый законопроект о таможенном регулировании в РФ может быть принят с учетом замечаний Минэкономразвития.
Эксперты согласны с необходимостью срочно что-то делать с российской таможней, иначе ни о каком притоке инвестиций в страну не может быть и речи. «Громоздкое таможенное администрирования часто становится причиной непредвиденной задержки товаров на границе, что негативно влияет на развитие бизнеса, ориентированного на сотрудничество с иностранными партнерами», - сообщил «Росбалту» директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит - Деловые консультации» Александр Шток.
Кроме того, решение президента прислушаться к инициативам МЭР при принятии нового закона о таможенном регулировании можно считать победой Эльвиры Набиуллиной над лоббистами из ФТС, которые, как уже писал «Росбалт», еще в начале лета хотели «протащить» удобный для себя вариант закона. В июне министерство внесло 120 поправок в законопроект, подготовленный таможней. Как отметил тогда в ходе встречи с предпринимателями Северо-Запада заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев , представители деловых кругов на встрече с главой МЭР Эльвирой Набиуллиной также выразили «жесткое несогласие» с законопроектом, предложенным таможней. Основные претензии - это целый ряд непонятных экономических режимов и избыточные полномочия, которыми планируется наделить таможенные органы.
Теперь действия МЭР по либерализации таможенного законодательства поддержал президент. И если до этого руководство ФТС успешно сопротивлялось любым вмешательствам в организацию работы таможни, то теперь это сделать не удастся.
Для того чтобы упростить таможенные процедуры, потребуется большая законодательная работа, считает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин . «Нужна законодательная воля, согласно которой определяется состав документов, которые требуются от участника внешнеторговой деятельности. Также необходима ясность в сроках рассмотрения заявок в таможне. Требуется законодательная оптимизация решения вопроса об определении таможенной стоимости товаров, включая комплектующих, ввозимых на территорию РФ», - говорит эксперт.
Кроме того, в скором времени органы таможни могут убрать с границы, тем самым упразднив избыточные контрольные функции. «Начать упрощение таможенных процедур планируется с упразднения контрольных и надзорных службы на границе. Функции этих служб должны быть переданы таможне, которая будет действовать по принципу "одного окна", - говорит Александр Шток.
Таким образом, сейчас есть шанс на реальные перемены. Вот уже несколько лет ведомство работает практически бесконтрольно. Оно само придумывает и реализует различные концепции. Например, концепция переноса таможенного оформления к границам России обернулась с начала 2010 года транспортным коллапсом на Северо-Западе и миллиардными убытками для бизнеса и потребителей. Это происходит потому, что таможня является одним из самых "непрозрачных" российских ведомств. Попытка улучшения инвестиционного климата является отличным поводом для изменения работы российской таможни.
Сергей Ковальченко
| |