|
Тарифы на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки в ближайшие три года могут вырасти не в соответствии с темпами инфляции, как требовал Владимир Путин, а значительно сильнее. В Минэкономразвития считают, что это не помешает удержать общую инфляцию в рамках 6%.
Минэкономразвития предлагает повысить тарифы для «Газпрома» в следующем году дважды: на 5% с 1 января и еще на 9,5% с 1 апреля. Среднегодовой рост тарифов в этом случае составит 12,5%, пояснил замглавы МЭР Андрей Клепач. В 2013 и 2014 годах они будут увеличиваться на 15% ежегодно.
Тарифы на электроэнергию, по словам чиновника, должны в следующем году вырасти на 9-11%, в 2013 - на 7-10%, в 2014 году - 9-11%. Тарифы на железнодорожные грузоперевозки будут повышены в 2012 году на 7,4%, в 2013 году - на 6,4%, в 2014 году - на 5,5%.
Практически такой же уровень повышения министерство предлагало и раньше, в соответствии с пожеланиями самих естественных монополий. РЖД добивались увеличения тарифов на грузоперевозки на 7,4%, «Газпром» просил о 15%, энергетики - о 13%.
<1>Но в апреле премьер-министр Владимир Путин потребовал от Минэкономразвития пересмотреть планы. Тарифы естественных монополий не должны расти сильнее, чем инфляция, отметил премьер. В следующем году она, по оценкам правительства, должна составить 5-6%.
Минэкономразвития просчитало и такой вариант. Согласно ему, внутренние цены на газ должны вырасти в ближайшие три года на 6%, 5,5% и 5%. Электроэнергия подорожает на 4-6%, 4-6,5% и 4-6,5%, а тарифы РЖД - на 6%, в 2013 - 5,5%, а в 2014 году - на 5%.
Но МЭР предлагает не считать этот вариант основным при разработке бюджета.
Столь жесткие ограничения чрезмерны, пояснил Клепач. При таком сценарии уровень инфляции может оказаться ниже запланированного на целых 3% в год, подсчитали в министерстве, то есть в 2012 не превысит 3%.
Тот же сценарий, который МЭР предлагает в качестве базового, как раз позволит выполнить правительственный план по инфляции, считают в министерстве.
Зато этот вариант обременителен для естественных монополий. В первую очередь, речь идет о «Газпроме», чьи налоговые расходы в следующем году значительно вырастут. Весной Путин поручил Минфину разработать план по увеличению поступлений в бюджет от газовой отрасли. Минфин предложил повысить налог на добычу газа. Причем - только для компаний, владеющих газопроводами, то есть только для «Газпрома». Министерство рассчитывает в 2012 году получить от «Газпрома» дополнительно 150 млрд рублей, и около 80-90% этой суммы должно обеспечить повышение НДПИ. Остальную часть предполагалось обеспечить за счет таких мер, как досрочная отмена льгот на некоторых месторождениях, а также отмена льгот по экспортным поставкам газа.
Сейчас «Газпром» платит НДПИ по ставке 237 рублей. Минфин предлагает поднять ее в следующем году почти вдвое - до 431 руб. за тысячу кубометров газа, в 2013 году - 502 руб. и с 2014 года - 544 руб. Такие цифры содержатся в проекте основных направлений налоговой политики на 2012-2014 годы, опубликованном во вторник на сайте финансового ведомства. Впрочем, это повышение меньше, чем ранее планировал Минфин: замминистра финансов Сергей Шаталов сообщал, что ставка НДПИ может составить 480 руб. в 2012 году, 600 руб. - в 2013 году и 635 руб. - в 2014 году.
Если тарифы на газ вырастут в следующем году на 12,5%, «Газпром» сможет компенсировать почти треть своих потерь от повышения налогов,
подсчитал Дмитрий Александров из ИК «Универ». Что касается тарифов на грузоперевозки, то следование антиинфляционному сценарию потребовало бы значительных трат федерального бюджета. В понедельник глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что при росте тарифов на 7,4%, для РЖД предусмотрена компенсация из бюджета в 40 млрд рублей. А в случае роста на 6% - уже 46 млрд руб.
Генерирующие компании властям тоже пришлось поддержать. Антиинфляционный сценарий слишком жесткий для энергетиков, особенно с учетом роста цен на газ. «Их инвестпрограммы в этом случае потребовали бы тотального пересмотра», - говорит Ирина Филатова из БКС.
В Минэкономразвития лукавят, считают эксперты. «Точно измерить нельзя, что при индексации тарифов на 6% инфляция составит 3%. Ведь есть и другие факторы, ускоряющие рост цен. Стоимость перевозки грузов по железной дороге "сидит" в стоимости каждой услуги, каждого товара. Как в Минэкономразвития точно подсчитали, в какой мере это отразится на конечной цене? В министерстве хотят просто отыграть ранее принятое решение о 6%», - уверен руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Автор: Алексей Топалов
| |