|
«Проблема в том, что, чем больше мы денег выделяем, тем меньше мы вооружений закупаем», - заявил газете ВЗГЛЯД руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов. Он рассказал о причинах, мешающих военной реформе.
Минобороны официально опровергло информацию о том, что рапорта об отставке трех высокопоставленных генералов связаны с их несогласием с руководством военного ведомства и Генштаба.
Статс-секретарь Минобороны Николай Панков заявил, что все разговоры о том, что генералитет недоволен действиями начальника Генштаба Николая Макарова, - «глупость несусветная».
«Ситуация была такая. Генералам Скокову и Иванову предлагали другие должности. Причем разные - на выбор. Но они посчитали лучшим для себя увольнение, написали рапорта и отказались от дальнейшего прохождения военной службы», - заявил Панков в интервью «Российской газете».
«Что касается Третьяка, здесь абсолютно другая история. Он увольняется по состоянию здоровья. Сейчас генерал находится в госпитале.
Это история с недовольством генералов надуманная. На самом деле там нет никаких протестных вещей», - подчеркнул Панков.
В то же время сообщения в СМИ об увольнении генералов и о том, среди высших офицеров зреет недовольство военным руководством, породили массу слухов и домыслов военной среде, а каждая такая скандальная новость, даже будучи позднее опровергнутой официальными лицами, становится поводом обсудить ход и последствия военной реформы, которая проводится с 2008 года. Подвести промежуточные итоги этой реформы газета ВЗГЛЯД попросила руководителя центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН доктора исторических наук Алексея Арбатова.
ВЗГЛЯД: Алексей Георгиевич, в правильном ли направлении, на ваш взгляд, движутся реформы Вооруженных Сил?
Алексей Арбатов: В основу реформ Сердюкова были положены некоторые вполне здравые, давно назревшие и перезревшие концепции и инициативы. Но в условиях закрытости, келейности, отсутствия парламентского и общественного контроля, отсутствия продуманной дискуссии среди специалистов по этим делам, и, конечно, в условиях коррупции, практическое осуществление этих реформ оставляет желать лучшего.
ВЗГЛЯД: В качестве одной из сильных сторон министра Сердюкова и его политики заявлялась нацеленность на борьбу с коррупцией, хищениями и злоупотреблениями. Насколько успешно, на ваш взгляд, ведется эта борьба?
А.А.: Явных доказательств того, что у нас с коррупцией успешно борются, у меня нет.
ВЗГЛЯД: Несмотря на то, что многие критикуют методы реформирования армии, мало кто спорит с тем, что армия нуждается в преобразованиях. Советская армия соответствовала тем задачам, которые стояли перед ней в условиях, в которых находится СССР, но сейчас кардинально изменился социально-экономический строй, геополотические реалии и характер угроз. Как, на ваш взгляд, в соответствии с сегодняшнями реалиями, должны выглядеть наши вооруженные силы?
А.А.: Армия должна быть перестроена в соответствии с международными, военно-политическими, и внутренними политическими и экономическими реальностями и ресурсами России.
Россия должна гораздо больше внимания уделять подготовке к локальным войнам, миротворческим операциям, принуждениям к миру. Для того, чтобы в таких маленьких конфликтах, как две операции в Чечне и пятидневная война в Грузии, армия не несла больших потерь и гораздо более эффективно выполняла свои задачи.
Внутриполитические аспекты заключаются в том, что если у нас демократия, то гораздо больше должна быть открытость военной политики, больше должно быть информации о нашей военной политике, о наших программах, о наших ассигнованиях. Парламент должен играть не декоративную, а реальную роль. Общественные организации, гражданское общество, научные центры должны участвовать в обсуждении этих вопросов точно так же, как они участвуют в обсуждении экономических, социальных и пенсионных проблем. А у нас это до сих пор остается почти закрытой сферой.
Каждый рубль, который мы тратим на оборону, должен быть потрачен эффективно. И он должен не быть похищен через коррупцию. Недавно появилась информация, что каждый пятый рубль оборонного заказа расхищается. Предотвратить это могут не уговоры или наказания сверху, а только парламентский и общественный контроль, и на местах, и в центре.
Кроме того, мы должны гарантировать, что этот рубль, который не похищен, будет истрачен на то, что нам действительно нужно, а не на какие-то военные шоу и чисто символические программы, которые реальной пользы для обороны не принесут.
ВЗГЛЯД: Если говорить об экономической стороне вопроса, то как следует соблюсти баланс, чтобы, с одной стороны, армия получала все необходимое, а с другой, военный бюджет не стал неподъемной ношей для экономики?
А.А.: Не в балансе дело. Мы выделяем на закупки вооружений сейчас очень много. Проблема в том, что, чем больше мы денег выделяем, тем меньше мы вооружений закупаем. Потому что растут цены, нет достаточного контроля за качеством, за ценообразованием, плохая система финансирования и реализации государственных контрактов. Нет реальных конкурсов, по итогам которых государственным оборонным заказом награждали бы самых лучших. В общем, всю эту систему нужно в корне пересматривать, потому что получается, что мы выделяем денег все больше, а получаем за них все меньше.
ВЗГЛЯД: А если говорить о кадровой проблеме? Значительное число офицеров сокращается, новых временно перестали готовить...
А.А.: Надо подтягивать эту сторону. Я не считаю, что она самая кардинальная для нас, но, безусловно, этому надо уделять внимание. А для этого нужно гораздо более продуманно подходить к реорганизации военно-научных заведений, которые сейчас у нас по всем волнам носит, как щепки туда-сюда, и они все абсолютно деморализованы, и никто ничем не может заниматься.
| |