|
С тех пор, как Вячеслав Быков и Игорь Захаркин были уволены из тренерского штаба сборной России, прошло уже больше месяца. Страсти после нашего поражения в Братиславе улеглись. У нашей национальной команды новый и, без всяких сомнений, достойный наставник - Зинэтула Билялетдинов. В «Салават Юлаев» вернулся хорошо знакомый уфимцам Сергей Михалев... А что же Быков и Захаркин? Где бывшие тренеры сборной и клуба-чемпиона? Чем собираются заниматься? Неужели никому они в России не нужны? «Советский спорт» решил найти ответы на эти вопросы.
Позвонить Быкову меня заставила заноза, оставшаяся после его увольнения из клуба и сборной. Заноза несправедливости и даже некоторого абсурда. Тренерский дуэт Быкова и Захаркина критиковали, и часто - особенно во время чемпионата мира в Словакии - по делу. Я и сам порой в своих репортажах из Братиславы с целым рядом их шагов не соглашался.
Но разве меньше мы озабочены тем фактом, что в КХЛ исчезают отечественные специалисты? Что в наших клубах хоккей проповедуют теперь иностранцы? И в этот самый момент без работы остается главный тренер сборной, выигравший за последние пять лет четыре медали на чемпионатах мира, в том числе две золотые. Он же - наставник действующего чемпиона КХЛ...
Почему такая нереальная ситуация вообще сложилась? Спрашивать об этом по идее надо всех причастных к профессиональному хоккею людей. Но начать разговор честнее с самого Быкова.
«НИ НА КОГО НЕ ОБИЖЕН»
- Не могу же я сам напрашиваться на работу, - пожимает плечами Быков, которого мой звонок застал в Швейцарии. - Если у кого-то есть желание сотрудничать со мной, с моим тренерским штабом... Предлагайте. Будет интересно.
- А у вас-то есть желание продолжить работу в КХЛ? После того как вы сами как-то обронили в интервью нашей газете: «Из России нас выжали определенные силы».
- Признаться, я уже пожалел, что поднял эту тему. Эта фраза по мне же и ударила. Говорят: вот, он еще и обижается... А я ни на кого не обижен. Наоборот, нормально отношусь к ситуации, в которой оказался. Даже рад...
- Чему?
- Тому, что сейчас нахожусь вместе с семьей. Для меня это новые ощущения - впервые за много лет я оказался без работы. Сейчас переосмысливаю прожитую жизнь. Постараюсь извлечь из этого жизненного опыта максимум пользы. Знаете, хочется получать удовлетворение от того, что ты делаешь. И не важно - публичный ты человек или нет. Хоккеем занимаешься или чем-то еще. Важна внутренняя гармония.
- Неужели можете допустить, что вы уже не тренер, а кто-то еще?
- А почему бы и нет? Иногда представляю себя в другой профессии, которой можно обучиться.
- Не верю! Назовите другую специальность навскидку.
- Конкретного ответа нет. Это должно быть что-то созидательное. Мне нравится работать с людьми. Человек интересен. Но хоккей в этом списке всегда на первом месте.
«С ЗАХАРКИНЫМ ДОГОВОРИЛИСЬ - МОЖЕМ РАБОТАТЬ ВРОЗЬ»
- Многие руководители клубов сейчас говорят: мы бы взяли Быкова и Захаркина на работу, но по деньгам не потянем. У вас действительно высокие запросы?
- Эту финансовую планку нам поднимают слухи! А ведь официально цифра нигде не была названа. Читаю интервью руководителя одного из московских клубов. И вдруг натыкаюсь на заявление: «Мы контракт Быкова не потянем!». Да он же со мной перед этим даже не разговаривал! А вдруг я вообще бесплатно работать в команду пойду?
- Так уж и бесплатно?
- В первую очередь для меня важно понять - чего руководители хотят добиться в своих клубах. Привлекает стратегия усиления команды, рассчитанная на длительный срок. Об этом надо говорить изначально, а уж потом переходить к финансам. Если же глава клуба сразу заводит со мной разговор о зарплате... Я к таким людям отношусь с опаской. Такие обязательно будут вмешиваться в тренерские дела. Повторюсь, любому клубу нужна фундаментальная система. Тогда и диалоги с его руководством всегда будут конструктивными.
- Вы сейчас к такому диалогу готовы?
- Я готов к беседе с любым человеком. Если у нас есть общие интересы и если это разговор по-мужски честный. Даже если в итоге не придем к общему знаменателю, все равно интересно пообщаться.
- Но, прежде чем вести переговоры с клубами, вам надо решить для себя еще один важнейший вопрос - работаете ли обязательно вместе с Игорем Захаркиным или готовы попробовать свои силы в автономном плавании? Вы обсуждали это со своей «правой рукой»?
- Мы оба свободные, независимые люди. И в этом наша сила. Просто нам нравится работать вместе. И наш союз приносит больше пользы для дела.
Я вам приведу пример из своей игроцкой карьеры. В ЦСКА и сборной я долгое время играл с Андреем Хомутовым. И был счастлив, что нашел такого партнера на площадке. Когда мы начали заключать зарубежные контракты, то всегда ставили условие - будем играть только вместе. И это была не прихоть! Просто мы понимали: так лучше для дела. И жизнь это подтверждала.
Сейчас - то же самое. Может, я или Захаркин кому-то из руководителей клуба не нравимся. Но важен-то конечный результат, которого мы добиваемся сообща! Зачем же из-за личной антипатии рушить наигранную связку?
Хотя мы с Игорем предвидели такую ситуацию... И сейчас... Если он получит хорошее предложение, то независимо от моего решения может на него согласиться. Также и я, если будут подписывать новый контракт, сам решу - работать одному или позвать Игоря в команду. Мы договорились об этом, потому что мы адекватные люди и понимаем: в жизни всякое может случиться.
- Вы с Захаркиным сейчас общаетесь?
- Перезваниваемся постоянно.
«ЕСЛИ ЗИНЭТУЛА ЗАХОЧЕТ, ПОБЕСЕДУЕМ»
- Тренерский штаб Билялетдинова с ним часом не обсуждали?
- Знаем, что Зинэтулу назначили главным. Рады, что у сборной хороший тренер. Желаем ей успеха. Я слышал, что и КХЛ налаживает с главной командой взаимоотношения. Это отрадно.
- Вас не задела фраза в интервью Билялетдинова, что он был бы рад поговорить с вами о сборной, но уверен, что этот разговор невозможен. Потому что вы не согласитесь.
- Не читал этого интервью. Обсуждать коллегу не хочу. Каждый вправе поступать так, как хочет.
- Речь не о Билялетдинове, а о сборной. Готовы поделиться с ним своим опытом работы в национальной команде?
- Я всегда открыт для диалога. Приглашений к нему не было. Если Зинэтула предложит встретиться - почему нет? Болельщиком нашей сборной я останусь навсегда. Просто судьба распорядилась так, что сейчас я уже в ней не работаю.
- Надо было судьбу ломать через колено и брать на чемпионате мира в Братиславе медаль!
- Надо было... Но что уж теперь. Не хватило нам одного дня отдыха после рубки с канадцами перед полуфиналом с финнами. Не хочу, чтоб болельщики опять посчитали, что я отговорки ищу. Но я доволен, что на следующем чемпионате мира полуфиналы будут играть через день после четвертьфиналов. Ведь это важнейшие матчи турнира, и команды должны подходить к ним в равных условиях. Играй финны в четвертьфинале, к примеру, со шведами, а не с норвежцами, - они бы тоже выложились и вымотались до предела. А так... Вышло, что мы потратили на канадцев куда больше сил.
- Каковы ваши ближайшие планы?
- Продолжительный отпуск. На днях улетаю с семьей поближе к солнцу.
- Отпуск вынужденный или долгожданный?
- Вынужденный. Но и долгожданный. Я 31 год постоянно сидел на бочке с порохом. Тащил на плечах ответственность, испытывал стресс... Теперь ощущаю удовольствие просто от того, что каждый день общаюсь со своей семьей. И не задумываюсь, что будет потом.
- Так я вам скажу, что будет: скоро начнется чемпионат страны, где-то в октябре в клубах КХЛ пойдут первые отставки...
- Надеюсь, что этого не произойдет! Я бы хотел, чтобы наши руководители клубов были более толерантны. Особенно по отношению к российским тренерам.
- Но отставки-то все равно будут. Это уже система! И, возможно, вас пригласят на работу...
- Если позовут - поговорим.
- Не получится, что к этому времени вы уже будете работать, к примеру, в Швейцарии?
- Трудно сказать. В жизни бывают самые неожиданные повороты. А пока я всем нам желаю хорошего лета!
| |