Вчера Верховная рада отменила государственный техосмотр для легковых автомобилей, которые не используются для получения прибыли. Для коммерческого транспорта он заменен обязательным контролем технического состояния. В Ассоциации страхователей опасаются, что отмена техосмотра повысит риск аварийности автомобилей, а также прогнозируют повышение страховых тарифов. В компаниях предупреждают, что не будут страховать автомобили без экспертного заключения об их техническом состоянии.
Законопроект президента Виктора Януковича, упрощающий госрегулирование в сфере автомобильных перевозок, был принят вчера Верховной радой во втором чтении. Он, в частности, предусматривает отмену техосмотра для всех видов легковых автомобилей, кроме тех, которые перевозят пассажиров и грузы с целью получения прибыли. Для транспортных средств, используемых в коммерческих целях - грузовиков, автобусов и такси,-- техосмотр заменен обязательным контролем технического состояния, который следует проходить на станциях, располагающих необходимым оборудованием.
Обязательный контроль технического состояния предусматривает проверку тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов, колес и других элементов, от которых зависит безопасность движения и воздействие на окружающую среду. Легковые и грузовые автомобили грузоподъемностью до 3,5 т должны проходить обязательный контроль раз в два года; грузовые автомобили свыше 3,5 т, а также такси - раз в год; автобусы и автомобили, перевозящие опасные грузы,-- дважды в год. Полный перечень элементов и порядок проведения технического контроля этих транспортных средств будет определять Кабинет министров. Водителю каждого транспортного средства, прошедшего контроль, будет выдан протокол проверки технического состояния автомобиля с указанным следующим сроком его прохождения. Управление транспортным средством, требующим обязательного контроля, но не прошедшим его, влечет за собой штраф от 20 до 25 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 340 до 425 грн).
Ранее все транспортные средства должны были каждые два года проходить обязательный государственный техосмотр. Его осуществляли подразделения Госавтоинспекции (ГАИ), а техническое состояние автомобилей проверяли уполномоченные ГАИ предприятия. Одобренный вчера документ был внесен на неотложное рассмотрение парламента президентом Виктором Януковичем в апреле (см. Ъ от 15 апреля). Это уже третья законодательная инициатива подобного рода. В 2010 году предложение об отмене техосмотров внес народный депутат Анатолий Гриценко («Наша Украина--Народная самооборона»), а в январе Госкомпредпринимательства направил в Кабмин проект, предусматривающий передачу функций проведения техосмотров частным предприятиям (см. Ъ от 24 января).
Помимо прочего, принятый вчера закон обязывает страховщиков при заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСАГО) проверять в базе данных необходимость прохождения обязательного контроля для каждого транспортного средства. Участники рынка отмечают, что большинство полисов ОСАГО сейчас продаются при прохождении технического осмотра транспортных средств. «Поэтому агенты страховщиков, работающие с Госавтоинспекцией, потеряют свой бизнес, а те, у кого налажены партнерские отношения со станциями техобслуживания, получат значительное увеличение объемов продаж»,-- сообщил Ъ председатель правления страховой компании «Брокбизнес» Вадим Загребной. По его мнению, расходы владельцев на страхование автотранспорта вырастут, поскольку им все равно придется контролировать техническое состояние машин: «Ни одна компания не возьмет на страхование транспортное средство, если не будет экспертного заключения о состоянии автомобиля».
По мнению генерального директора Ассоциации страхователей Леонида Хорина, многие компании «воспользуются ситуацией» и поднимут тарифы. «Несмотря на всю условность проверки, пройденный техосмотр свидетельствовал о более-менее исправном состоянии автомобиля. Отмена этой процедуры повышает риск аварийности»,-- заявил Ъ господин Хорин. Он также отметил, что нарушение процедуры прохождения обязательного государственного техосмотра всегда было мотивом для отказа страховых компаний оплачивать страховые случаи.
Вместе с тем, по мнению начальника департамента ГАИ МВД Валерия Лозового, отмена техосмотров не повлечет ухудшения технического состояния автомобилей. «Улучшение состояния транспортных средств - это ответственность их владельцев»,-- пояснил вчера господин Лозовой.
Автолюбители, впрочем, полагают, что техосмотры отменены временно. «Контроль технического состояния необходим и для частного транспорта, поэтому в той или иной форме со временем он будет возвращен в законодательство. Водители заинтересованы в том, чтобы техосмотры стали не формальностью, а качественной услугой по доступной цене»,-- сказал Ъ президент Ассоциации владельцев транспортных средств Запорожской области Виталий Дзюба.
Александр Зворский
Все автомобильные новости