|
Москва. 6 июля. FINMARKET.RU - Минэкономразвития РФ окончательно запутало промышленников и монополистов относительно их производственного будущего, внеся в правительство сразу два кардинально противоположных варианта роста тарифов и цен на услуги монополий в 2012-2014 годах. При этом министерство скорректировало и действующий прогноз.
Противоречивые сигналы
Обычная практика обсуждения тарифных решений ограничивается двумя вариантами: базовым «меню» и поправками к нему. Но в этом году премьер-министр Владимир Путин в конце апреля поручил Минэкономразвития рассчитать, что будет с экономикой, если темпы повышения тарифов для промышленности взять и привязать к инфляции. Сейчас тарифы и цены (особенно на газ) растут существенно быстрее инфляции.
Авторство идеи привязки тарифов к инфляции в кулуарной беседе с журналистами взял на себя один высокопоставленный чиновник Минэкономразвития. «Монополии должны понимать, что они живут в другие времена, настали другие правила игры, я вообще предлагал ноль», - говорил чиновник. При этом источник в бизнес-кругах, участвующий в обсуждении тарифных решений, конкретизировал подоплеку этой инициативы. По его словам, уменьшение тарифов позволит сформировать благоприятный предвыборный фон: падение нагрузки на промышленность, снижение инфляции.
У РЖД, «Газпрома» и энергокомпаний после заявления В.Путина в конце апреля было полтора месяца на то, чтобы донести свой взгляд на намеченный курс до правительства. В итоге в начале июня премьер дал второй сигнал, заявив, что у него «рука не поднимается» ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции. «До сих пор у меня рука не поднялась, чтобы подписать постановление: ограничить рост тарифов так называемых естественных монополий - РЖД, по газу, по электричеству - только ростом инфляции в следующие годы», - сказал В.Путин.
В обстановке таких противоречивых сигналов Минэкономразвития и разработало тарифное приложение из трех частей. В итоге на данный момент есть три варианта прогноза роста тарифов на 2012-2014 годы. Первый, который считается базовым, был утвержден правительством в апреле. Второй, альтернативный, по поручению премьера считается в привязке к инфляции. Третий - симбиоз первого и второго. Именно третий вариант, как сообщил во вторник журналистам замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, министерство предлагает возвести в ранг базового для оценки бюджета.
Сделать базовым
В этом сценарии победу одерживают РЖД и «Газпром», и практически в нокауте оказываются сетевые компании.
Так, Минэкономразвития предлагает не менять темпы роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. В 2012 году тариф предлагается повысить на 7,4%, в 2013 году - на 6,4%, в 2014 году - на 5- 5,5%. «С учетом мер по приватизации, с учетом мер по оптимизации расходов РЖД это позволяет обеспечить стабильное финансирование инвестиционной программы», - заявил во вторник А.Клепач. При этом у Минэкономразвития еще есть козыри для переговоров с монополией: так, министерство не поддерживает размер запрошенной РЖД субсидии на 2012 год - 60 млрд рублей. РЖД хотят получить компенсацию за недостаточный рост тарифов для реализации инвестиционных планов. «В рамках бюджетного цикла вопрос о размере субсидий сейчас уточняется», - заявил А.Клепач.
Цену на газ для промышленности в данном сценарии предлагается индексировать 2 раза: начиная с 2012 года на 5% с 1 января и на 9,5% с 1 апреля. По расчетам министерства, в этом случае среднегодовой рост цен в 2012 году замедлится с 15% до 12,5%, в 2013 и 2014 году этот эффект исчезает, и увеличение цен составит запланированные 15%.
Наибольшей корректировке подверглись энергетические тарифы. Так, предлагается существенно снизить усредненный тариф на транспортировку электроэнергии для ФСК, МРСК и территориальных сетевых компаний. Темпы роста в 2012 году могут составить 4-6% (ранее предполагалось 14-15%), в 2013 году - 4-6,5% (обсуждалось 17-18%), в 2014 году - 4-6,5% (16-17%).
В этих условиях рост цен для конечного потребителя (оптовый рынок и сетевая составляющая) удастся ограничить в 2012 году 10-11% (планировалось 12-14%), в 2013 году - 7-10% (11-14%), в 2014 году - 9-11% (13-15%).
Риски этого сценария связаны с корректировкой вниз инвестиционных программ сетевых компаний. «Мы рассчитываем, что за счет увеличения кредитного плеча ФСК и МРСК этот эффект удастся частично компенсировать», - заявил А.Клепач. Он также призвал компании повышать эффективность, в том числе в соответствии с теми планами, которые обозначены в их инновационных планах развития. «Мы надеемся, что те эффекты, которые связаны с развитием мощностей сетевого хозяйства, не пострадают от такого рода решений за счет более четкого отбора проектов», - сказал замминистра.
Предлагается также установить двухступенчатую систему повышения тарифов на электроэнергию для населения. Во всех остальных вариантах население в части тарифных решений не трогали. Так, с 1 января 2012 года тариф может вырасти на 5%, с 1 апреля - на 6,5% (по году, как и планировалось - 10%), с января 2013 года - на 4%, с апреля - на 5,5% (по году 10%), с января 2014 года - на 5%, с апреля - на 7% (по году 12%).
В рамках этого сценария предлагается также перейти на двухступенчатый тариф на тепловую энергию: в 2012 году увеличение с 1 января на 8% и 1 апреля на 3%. Таким образом, рост в 2012 году составит 10,4% (ранее 10-12%). С 1 января 2013 года тариф увеличится на 7%, с 1 апреля - на 3%, что даст рост в 10% (ранее 10-11%). В 2014 году: с 1 января на 6%, с 1 апреля на 3%, что даст рост в 9% (ранее 9-10%).
«Все эти меры в части сетевых компаний потребуют институциональных изменений», - предупредил А.Клепач.
Экстремально-альтернативный сценарий
Альтернативный, или, как его еще называют в министерствах, «экстремальный» сценарий рассчитан в привязке к инфляции.
По этому сценарию цена на газ для промышленности и цена на грузовые перевозки в 2012 году вырастет на 6%, в 2013 - на 5,5%, в 2013 - на 5%. Тарифы для сетевых компаний в электроэнергетике предлагается взять из озвученного выше сценария (2012 год - 4-6%, 2013 год - 4-6,5%, 2014 год - 4-6,5%). При этом рост конечных цен для промышленности прогнозируется в 2012 году на уровне 7-9%, в 2013 году - 5-8%, в 2014 году - 6,6-8%.
Тепловая энергия в 2012 году может подорожать на 8-10%, в 2013 году - на 8-9%, в 2014 году - на 7-8%.
А.Клепач отметил, что в случае принятия этого сценария уровень инфляции может быть ниже запланированного ранее параметра на 0,3 процентного пункта в год. Соответственно, инфляция в 2012 году может составить 4,7-5,7%, в 2013 - 4,2-5,2%, в 2014 снизится до 3,7-4,7%.
«Данный сценарий приведет к существенной корректировке инвестиционных программ как в сетевом хозяйстве, так и возможные риски для РЖД и для "Газпрома", - отметил замминистра.
По его словам, в этом сценарии для "Газпрома" существенно сдвигаются сроки перехода на безубыточные поставки газа на внутренний рынок, нарушаются пропорции межтопливной конкуренции. "Это изменение всей системы приоритетов регулирования газовой отрасли", - подчеркнул замминистра.
"В части РЖД это также существенное ухудшение финансирования инвестиционной программы", - считает А.Клепач.
Все по-старому
Если правительству не понравится "экстремальный" вариант, снижающий темпы роста тарифов для всех монополий, или "умеренный" вариант, снижающий тарифы только в электроэнергетике, у Минэкономразвития РФ есть третий вариант. Он не предполагает никаких кардинальных изменений. Все идет в соответствии с принятым в апреле сценарием.
По словам замминистра, в данном варианте предлагается лишь скорректировать прогнозы в части энергетических тарифов. Так, прогноз роста конечной цены для всех категорий промышленных потребителей на 2011 год предлагается поднять с 13-14% до 14-15%. В 2012 году рост может составить 12-14% (было 11-13%), в 2013 - 11-14% (было 10-12%), в 2014 году - 13-15% (было 9-9,5%).
Какой эффект?
Презентация Минэкономразвития прогнозных уровней тарифов не дала ответ на вопрос, каким образом эти манипуляции с ценами и тарифами скажутся на темпах роста производства и ВВП.
"В материалах, которые мы направили в правительство, оценка есть", - заявил А. Клепач. При этом он согласился озвучить только прогноз по ВВП. По его словам, в случае принятия варианта, на котором министерство настаивает как на базовом, темп роста ВВП может вырасти в пределах 0,1 п.п. Произойдет это за счет снижения инфляции, в результате чего вырастут реальные доходы населения. "При этом негативный эффект это дает для инвестиций", - предупредил замминистра.
Каким образом изменятся макроэкономические показатели в случае принятия "экстремального" варианта индексации тарифов, замминистра не сообщил.
| |