Украинских владельцев частных автомобилей избавили от техосмотра - через месяц машинам, не участвующим в коммерческих перевозках, не потребуется иметь при себе талонов. А так же автовладельцы смогут передавать свои машины любым водителям без доверенности. В российской ГИБДД подчеркивают, что отмена техосмотра внутри соседней страны не освобождает от международных обязательств. Однако при пересечении границы проблем у автовладельцев возникнуть не должно.
Верховная рада Украины приняла закон, отменяющий обязательный техосмотр для частных автомобилей. Изменения в законодательство страны инициировал сам президент Украины Виктор Янукович, который неоднократно объявлял, что подпишет новый закон, который станет едва ли не единственным поддерживаемым в народе документом в череде непопулярных реформ, инициированных украинской властью. «Сотни автомобилистов уже заждались нового закона, давайте же примем его», - обратился к коллегам народный депутат Владимир Олийнык из Партии регионов, представлявший президентский проект в Верховной раде.
В результате законом, принятым голосами 262 депутатов из 397, отменятется обязательный техосмотр для легковых автомобилей массой до 3,5 тонн, которые не используются в коммерческих перевозках, мотоциклы, мопеды, а также прицепы к ним. Инспекторы украинской ГАИ также потеряют право останавливать автолюбителей для проверки наличия талона прохождения техосмотра. Для других машин техосмотр будет передан из ведения ГАИ в руки частных компаний (субъектов ведения хозяйства). Кроме того, с украинских водителей перестанут требовать наличие маршрутного листа и нотариально удостоверенной доверенности. «Даже если автомобиль вам не принадлежит, для управления им вам достаточно иметь при себе водительские права и регистрационный документ на это авто. такая же практика существует во всем цивилизованном мире», - пояснила Елена Лукаш - одна из авторов закона.
При этом даже в случае коммерческой эксплуатации первый техосмотр для новых легковых автомобилей необходимо будет проходить только через два года, для грузовиков свыше этой массы предусмотрен ежегодный техосмотр, а для автобусов и машин, перевозящих опасные грузы - каждые полгода.
Процедура выдачи талона для тех, кому он нужен, остается практически та же, что действовала на Украине ранее - владельцы авто должны посетить СТО, получить там сертификат об исправности автомобиля и привезти его в ГАИ. До тих пор при продлении талона ТО украинцев заставляли также проходить медосмотр; в новом законе эта норма отменена.
Новый закон был внесен в Раду в апреле. Представитель Януковича в конституционном суде Елена Лукаш тогда признала, что из 6 млн автомобилистов, обращающихся ежегодно в ГАИ за техосмотром, «90% автовладельцев фактически покупают талоны о прохождении техосмотра...и объем таких коррупционных средств составляет около 1 млрд гривен (около 3,5 млрд рублей)...поэтому в целях отмены таких коррупционных схем предлагаются упрощенная процедура прохождения ТО». При этом ежегодные потери украинского бюджета от отмены ТО власти оценивали в 500 млн гривен (около 1,5 млрд рублей).
Утрата государством контроля за техническим состоянием автомобилей власти Украины и экпертов не беспокоит: Член Общественного совета при МВД Владимир Чемерис привел милицейскую статистику, согласно которой доля аварий, произошедших из-за технической неисправности автомобиля, составляет 0,3% от общего количества ДТП. «Процедура прохождения ТО и раньше была профанацией, - говорит народный депутат, представитель президента в парламенте Юрий Мирошниченко. - Даже если предположить, что на момент ТО автомобиль был исправен, через месяц, два, год он мог быть уже неисправным».
В России, в отличие от Украины, реформа техосмотра не предусматривает его отмены даже для части автомобилей. При этом в российской ГИБДД подчеркивают, что внутренние законы, принимаемые в тех или иных странах, не должны противоречить международному законодательству.
«Существуют правила международных перевозок - в том числе конвенция о техническом осмотре, пусть они и руководствуются ею. Есть законодательство внутри страны, а есть меджународное», - подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» замглавы ГИБДД России Владимир Кузин.
В частности, необходимость функционирования системы техосмотра задекларирована в Венской конвенции от 1997 года «О принятии единообразных предписаний для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров».
Однако и в российских, и в украинских ПДД отсутствуют нормы о предъявлении талона техосмотра при международном движении - предъявлять документ, подтверждающий техническое состояние автомобиля требуется лишь при международной перевозке пассажиров и грузов.
В частности, для автомобилей массой свыше 3,5 тонн Венской конвенцией «О принятии единообразных предписаний для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров» предусмотрено наличие у водителей находящихся в международном движении транспортных средств разрешенной максимальной массой более 3,5 т действительного, надлежащим образом заполненного международного сертификата технического осмотра (МСТО) - эти документы перевозчикам выдает уполномоченный административный орган (в России - ГИБДД).
Что касается международного автомобильного движения, пункт 2.2 ПДД России предписывает водителю, участвующему в международном движении, «иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении», а на автомобиле - номерные знаки и знак государства, в котором автомобиль зарегистрирован.
Аналогичный набор документов для международного движения предписывают и ПДД Украины. Вместе с тем, украинские власти подчеркивают, что на водителях, пересекающих границу в ту и другую сторону украинские нововведения не отразятся.
«По нашим данным, на украинцах, выезжающих в Россию, это никак не отразится. Не имеет смысла для них проходить техосмотр в другой стране, когда есть страховка. Такая процедура также не предусмотрена международным правом. На россиянах, въезжающих на Украину, это тем более никак не повлияет. Мы от них никаких дополнительных документов требовать не будем», - пояснил «Газете.Ru» министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев.
Автор: Сергей Сидоренко (Киев), Михаил Лобачев
Все автомобильные новости